Инновационные трансформации вузовского образования в условиях общества знаний - page 3

Инновационные трансформации вузовского образования в условиях общества знаний
3
Рост числа пользователей сети Интернет достаточно стремите-
лен. Если в 1995 г. количество пользователей составляло более 3 %
мирового населения, то в 2003 г. оно уже превысило 11 %. Однако
современное мировое сообщество представляет собой «общество од-
ной пятой», т. е. в руках 20 % населения мира сосредоточено 80 %
мировых доходов. Поэтому возможно предположить, что достигнув
отметки в 20 % мирового населения, число пользователей сети Ин-
тернет сильно замедлится или вовсе перестанет расти. Подобный
цифровой разрыв ведет к дисбалансу в сфере знаний, к тому, что
ЮНЕСКО называет «когнитивным разрывом». Для его преодоления
необходимо обеспечить условия приобщения более широких слоев
населения к образованию, развитию навыков критического мышле-
ния, а лишь затем к сети Интернет и другим техническим благам.
В этих условиях в нашей стране именно вузам отведена ключевая
роль в системе подготовки кадров нового поколения, принципиально
нацеленных на нестандартные, инновационные модели мышления.
Молодые специалисты должны обладать такими профессиональными
качествами, которые позволили бы им быть не только профессио-
нально пригодными, но и конкурентоспособными, уметь применить
на практике весь объем полученных знаний. Чтобы развить эти каче-
ства и выработать мотивацию к саморазвитию, необходимо внедрять
в систему российского образования инновационные программы.
Инновационные трансформации высшей школы следует рассмат-
ривать как процесс качественных изменений системы, предпосылкой,
условием и содержанием которых выступают нововведения, обеспе-
чивающие ее оптимальное и устойчивое развитие. Наличие и каче-
ство инновационных процессов в вузе следует рассматривать как до-
казательство его состоятельности и соответствие званию высшего
учебного заведения периода инновационного пути развития России.
Далеко не каждый вуз может избрать инновационный, характер-
ный для общества знаний тип развития, так как для этого необходимо
обладать способностью и готовностью к поиску, созданию, реализа-
ции и распространению нового.
Одной из основных ступеней в инновационной трансформации
отечественного образования следует считать создание
научно-иссле-
довательских университетов
, а точнее, присвоение этого статуса ря-
ду вузов, сопровождающееся определенным государственным фи-
нансированием для создания и развития предполагаемой универ-
ситетской научной базы. К таким вузам можно отнести МГТУ
им. Н.Э. Баумана, который, являясь основоположником научных школ
в области техники, технологии и организации машиностроительного
производства, имея 180-летний опыт в подготовке высококвалифици-
рованных инженеров для различных отраслей народного хозяйства, по
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook