Инновационные трансформации вузовского образования в условиях общества знаний - page 8

Г.А. Рыбина, О.Р. Яновская, С.В. Клементьева
8
Научную и инновационную деятельность вуза необходимо
направлять:
• на приоритетное развитие фундаментальных и поисковых ис-
следований;
• укрепление единства научного, учебного и инновационного
процессов, активное участие профессорско-преподавательского со-
става в научных исследованиях и инновациях, вовлечение студентов
и аспирантов в научный и инновационный процессы;
• развитие производственно-технологической инфраструктуры
инновационной деятельности;
• расширение научно-производственной деятельности и произ-
водства наукоемкой продукции, создание совершенной эксперимен-
тально-производственной базы;
• повышение профессионального уровня участников инноваци-
онного процесса;
• расширение международного научного сотрудничества и участие
в международных научных организациях, фондах, программах и др.
Таким образом, инновационная активность представляет собой
реальное проявление деловых свойств подразделений вузов, которое
выражается в их инициативности, предприимчивости, мобильности в
сфере учебной и научной деятельности, имеющей целевую направ-
ленность на совершенствование и развитие условий, методов, спосо-
бов их реализации. Но чтобы говорить в деталях о разработке страте-
гии вуза, нужно сначала определить, с каким продуктом он выходит
на рынок.
На основании чего рынок судит о качестве вузовских услуг? В
первую очередь, конечно, на основании результата: насколько подго-
товка выпускника соответствует требованиям рынка, как эффективно
он способен выполнять возлагаемые на него обязанности. Процесс
здесь тоже имеет значение и учитывается при выборе вуза. Абитури-
енту и его родителям не безразлично, насколько интересен будет
процесс обучения, в какой мере будет загружен студент, насколько
процесс будет его мотивировать, активизируя его способности к обу-
чению.
Важно определить, что же такое собственно образовательные
услуги. Посмотрим, что предлагает вуз на рынке. Среди услуг, кото-
рые может получить студент, поступивший в вуз, можно назвать:
• передачу знаний в ходе лекций, закрепление навыков в ходе се-
минарских, практических и лабораторных занятий;
• организацию самого процесса обучения. Это, с одной стороны,
организация его содержания (преподавание дисциплин в определен-
ной последовательности, чередование лекционных и практических
занятий), с другой — организация различных форм обучения (распи-
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12
Powered by FlippingBook