Инновационные трансформации вузовского образования в условиях общества знаний
9
сание занятий, экзаменов, консультаций и других форм учебной ра-
боты); кроме этого, возможность пользоваться библиотечным фон-
дом, компьютерными классами и учебными аудиториями;
• возможность попробовать себя в научно-исследовательской ра-
боте в виде различных научных обществ, кружков, конференций;
• возможность участия в международных студенческих обменах,
зарубежных стажировках и т. п.;
• организацию практики в компаниях и организациях под руко-
водством представителей этих организаций и самого вуза;
• приглашение зарубежных и отечественных специалистов, прак-
тиков для выступления с гостевыми лекциями;
• возможность освоить рабочие профессии и получить различные
квалификационные документы.
Этот список можно продолжить, причем для некоторых вузов он
будет намного длиннее, а для каких-то значительно короче. Этот
список может также включать услуги, сопутствующие образователь-
ным: предоставление проживания в общежитиях вуза, консультации
студентов по трудоустройству и проведение ярмарок карьеры, визо-
вая поддержка студентам, уезжающим для обучения за рубеж, куль-
турные программы для студентов и преподавателей из зарубежных
вузов-партнеров, организация летнего отдыха и досуга и т. д.
Собственно образовательные услуги также представляют собой
сложный комплексный продукт. В них входит и элемент товара
(учебники и учебные пособия, издаваемые вузом, различные учебные
фонды и оборудование, предоставляемое в пользование студентам), и
элемент услуги. Чтобы понять и правильно определить тот продукт, с
которым вуз выходит на рынок, важно посмотреть на то, зачем сту-
дент или слушатель приходит туда. Его основная цель — получение
определенного комплекса знаний и навыков, который позволит по-
высить либо изменить его образовательный уровень или профессио-
нальную квалификацию.
Выбирая тот или иной вуз, студент, по сути, выбирает его обра-
зовательную программу — комплекс образовательных и сопутству-
ющих продуктов и услуг, нацеленный на изменение образователь-
ного уровня и/или профессиональной подготовки потребителя и
обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной орга-
низации.
Прирост образования или квалификации, который студент наде-
ется получить в результате ее освоения, является мерой качества об-
разовательной программы, поэтому программы определенных вузов
пользуются большей популярностью у потребителей, чем другие
программы, даже если в результате выдается сертификат или диплом
стандартного образца.