Г.А. Рыбина, О.Р. Яновская, С.В. Клементьева
6
Качество образования определяется множеством условий, в том
числе кадровым потенциалом вуза, технической оснащенностью
учебного процесса, развитием образовательных и информационных
технологий, мотивацией деятельности и др. Но именно в активизации
этих и других факторов, влияющих на конечный результат — обра-
зовательный продукт, обостряется проблема формирования в вузе
системы инноваций.
В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения
инновационного характера развития образовательной деятельности
можно считать такие высшие учебные заведения, в которых, по кри-
териям Совета при Президенте России по реализации приоритетных
национальных проектов и демографической политике, одновременно
реализуются следующие три типа процессов: разработка студентами
реальных проектов в различных секторах экономики; проведение ис-
следований фундаментального и прикладного характера; использова-
ние образовательных технологий, обеспечивающих студентам воз-
можность выбора учебных курсов. Для этих вузов требуется абсо-
лютно другой подход к работе преподавателя, организации рабочих
мест и т. д., ведь преподаватель должен быть еще и ученым, а, сле-
довательно, проводить время не только в аудитории со студентами,
но и в лаборатории, в своем кабинете, в библиотеке и т. д. А глав-
ное, это требует полной профессиональной переподготовки препо-
давательского состава, его адаптации к принципиально иным усло-
виям работы.
Наряду с идущей модернизацией вузов в соответствии с запроса-
ми нового времени необходимо уделить особое внимание повыше-
нию квалификации преподавателей в рамках освоения современных
информационных и коммуникационных технологий.
Модернизация российских вузов в данный момент делает ставку
на развитие в первую очередь технической базы, не уделяя доста-
точного внимания тому, как в соответствии с этими изменениями
необходимо трансформировать учебный процесс. Например, много
внимания сейчас уделяется созданию электронных учебников, что
является важной задачей, однако не оказывает влияния на транс-
формацию самого образовательного процесса. Электронный учеб-
ник — это тот же учебник, но на электронном носителе вместо бу-
мажного. Еще одна популярная тема в программах модернизации —
разработка программ дистанционного обучения с помощью исполь-
зования видеолекций. Однако можно с уверенностью сказать, что по-
добного рода учебные материалы совершенно не подходят для госу-
дарственных вузов, поскольку для эффективного восприятия лекции
необходимы наличие единого коммуникативного пространства сту-
дента и преподавателя, интерактивность во взаимодействии этих двух