Инновационные трансформации вузовского образования в условиях общества знаний - page 5

Инновационные трансформации вузовского образования в условиях общества знаний
5
2. При анализе политических факторов целесообразно определять
уровень развития правового регулирования образования, выявлять
отношение государственных институтов и общественных организа-
ций к образованию и науке, соотношение государственного и частно-
го образования, намечать пути развития процессов косвенного регу-
лирования образовательной сферы.
3. При анализе социальных факторов необходимо отслеживать
демографические изменения, процессы социального расслоения, ди-
намику потребительского рынка (образовательные услуги для бога-
тых и для бедных), учитывать изменения предпочтений, установок,
отношений, ожиданий потребителей образовательных услуг, осно-
ванные на их общественно-ценностной составляющей.
При анализе внешней среды основное внимание уделяется тем
элементам, которые оказывают значительное влияние на инноваци-
онную деятельность вуза:
• непосредственные контактные аудитории (потребители научной
продукции и образовательных услуг вуза);
• посредники (финансовые, торговые, маркетинговые, государ-
ственные образовательные структуры, конкурирующие вузы);
• опосредованные контактные аудитории (средства массовой ин-
формации, общества потребителей и т. п.).
Анализ внутренней среды вуза должен основываться на исследо-
вании следующих основных элементов:
а) инновационного потенциала;
б) научно-образовательной деятельности;
в) уровня подготовки профессорско-преподавательского состава;
г) организационной структуры;
д) культуры и образа вуза.
Такой анализ дает представление о внутренних источниках и
возможностях инновационного развития вуза, о характере и степени
риска инновационной деятельности.
Конкуренция, основанная на инновациях, их качестве и своевре-
менности, является относительно новым и весьма важным параметром
выживаемости вузов, служит решающим фактором ускорения разра-
ботки и реализации новых научных продуктов. Конкуренция не просто
стимулирует, а буквально заставляет вузы участвовать в формирова-
нии рынка инноваций по следующим основным направлениям:
• развитие собственной научной экспериментальной базы для
проведения научно-исследовательских работ;
• проведение исследований на кооперационных началах с други-
ми вузами или организациями;
• оформление заказов на проведение научно-исследовательских и
экспериментальных работ для образовательных и иных учреждений.
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook