Е.В. Полтавец
8
дение содержания карты (карт) одного или нескольких учащихся,
провести работу в парах и т. п.
Рис. 1.
Образец интеллект карты
Для того чтобы более подробно рассмотреть виды педагогиче-
ских технологий, способствующих формированию лингвокоммуни-
кативной компетенции учащихся, необходимо вспомнить о видах ре-
чевой деятельности и способах её реализации на занятиях по дисци-
плине «Русский язык и культура речи».
Под речью, по формулировке И.А. Зимней, понимают исторически
сложившуюся форму общения, опосредованную языком; способ фор-
мирования и формулирования мыслей в процессе общения [3]. Ис-
пользуя речь в качестве средства познания и общения, человек гово-
рит, слушает, пишет, читает, то есть осуществляет действия, непосред-
ственно связанные с процессом мышления. Как известно, существует
3 способа формулирования мыслей посредством языка:
внутренний
(рецептивный);
внешний устный
(говорение);
внешний письмен-
ный
(письмо). Оперируя языковыми средствами в определённой ре-
чевой ситуации, человек осуществляет речевую деятельность, едини-
цей которой является речевой акт [3].
Речевой акт имеет определённые признаки:
● в речевом акте участвуют говорящий и адресат;
● участники речевого акта имеют ряд общих навыков, знаний
о предмете речи, обладают речевой компетенцией [4].
Механизм речевого акта довольно сложен:
● программирование речевого высказывания;
● переход от плана программы к грамматической структуре
предложения;
● поиск нужного слова по семантическим и звуковым признакам;
● выбор звуков речи и их вербализация;
● реальное осуществление звучания речи [1].