Традиционные и новые педагогические технологии в обучении русскому языку и культуре речи студентов с ограничениями по слуху - page 13

Традиционные и новые педагогические технологии в обучении русскому…
13
Особенности монологической речи и цели её использования обя-
зательно должны учитываться при выборе педагогических техноло-
гий по развитию связной монологической речи.
В качестве тренировочных заданий по развитию связной моноло-
гической речи учащихся можно рекомендовать следующие:
1) развёрнутое высказывание по содержанию текста или по теме,
предложенной преподавателем;
2) комплексный анализ текста (тематический, лексический, мор-
фологический, синтаксический);
3) редактирование текста (устранение лишних слов, добавление
нужных слов, переформулировка предложений и т. п.);
4) обсуждение первоначальных вариантов композиционной схе-
мы текста, а также плана, тезисов, аннотации и т. п.;
5) составление (устное и письменное) по тексту композиционной
схемы, плана, тезисов, аннотаций и т. п.
В качестве заданий, организующих интеллектуально-речевую
монологическую деятельность учащихся, можно рекомендовать сле-
дующие виды:
1) определение основной мысли (темы) высказывания, сформу-
лированной автором;
2) выделение в тексте (высказывании) фрагмента, содержащего
тезис, доказательство;
3) создание на базе готового текста (высказывания) элементов
нового текста (высказывания);
4) переработка готового текста (высказывания) (с различными
вариантами его совершенствования и модификации);
5) создание оригинального текста (высказывания) [7].
Говоря о развитии речи учащихся, нельзя не обратить внимания
на то, что она тесно связана с анализом, переработкой и созданием
текста. И это закономерно, так как текст является основной комму-
никационной единицей речевой деятельности человека [3].
Само понятие «текст» определяют как результат говорения или
письма, продукт речевой деятельности человека. Текст имеет ряд ха-
рактерных признаков:
● единство темы и замысла;
● относительную законченность и связность;
● цельность;
● внутреннюю структуру;
● синтаксическую структуру на уровне сложного синтаксическо-
го единства и предложения;
● композиционную и логическую структуры, обусловленные це-
ленаправленной и прагматической установкой.
1...,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 14,15,16
Powered by FlippingBook