Традиционные и новые педагогические технологии в обучении русскому…
7
В работе Т. Бьюзена и Б. Бьюзена также даны рекомендации по
созданию и оформлению интеллект-карт. Основные положения этих
рекомендаций можно сформулировать следующим образом:
● постоянное использование эмфазы (центрального образа);
● регулярное использование графических образов;
● использование нескольких цветов для более отчётливого выде-
ления центрального образа;
● использование объёмного изображения, а также выпуклых букв
для концентрации внимания;
● варьирование размеров, толщины букв, масштаба графики и пр.
● оптимальное размещение элементов на интеллект-карте;
● использование стрелок для выявления связи между элементами
интеллект-карты;
● запись одного ключевого слова на каждой линии;
● соединение как главных, так и второстепенных линий с цен-
тральным образом;
● графическое выделение главных линий (более интенсивные
цвета);
● предельно ясное изображение символа (знак, рисунок и т. п.);
● горизонтальное расположение слов [2].
Создатели этой новой педагогической технологии считают, что
после окончания работы по составлению интеллект-карты к ней
необходимо периодически возвращаться: это позволит улучшить или
исправить какие-то элементы карты, дополнить её новыми элемента-
ми, закрепить при помощи повторения наиболее важные ассоциации.
Оптимальные промежутки времени для работы с интеллект-
картой:
● через 10−30 минут;
● спустя сутки;
● спустя неделю;
● спустя месяц;
● спустя 3 месяца;
● спустя 6 месяцев [2].
Придерживаясь этого графика, можно, по мнению авторов, в
конце концов превратить интеллект-карту в часть своей долгосроч-
ной памяти (образец интеллект-карты см. на рис. 1).
Безусловно, нельзя безапелляционно утверждать, что методика
создания интеллект-карт может полностью заменить собой традици-
онные способы короткой записи информации, например, конспекти-
рование, аннотирование и т. п. Однако не вызывает сомнения то, что
данную технологию можно применять для анализа и закрепления
прорабатываемого материала наряду с другими видами тренировоч-
ных упражнений. Например, интеллект-карты можно использовать
для тренировки устной речи учащихся, скажем, организовать обсуж-