Е.В. Полтавец
6
сочетающих преподавание и анализ теоретического материала с его
устным обсуждением и конспектированием или другим видом фик-
сации, а также последующим выполнением (устным и письменным)
специальных тренировочных заданий.
Нужно отметить, что при изложении теоретического материала
обязательно учитывается принцип наглядности и объяснение основ-
ных положений излагаемого материала сопровождается записью на
доске, а также таблицами, схемами, образцами документов и т. п.,
представленными в виде раздаточного материала. В частности, в ка-
честве одного из видов раздаточного материала может использовать-
ся типовой конспект лекций, содержащий основные теоретические
положения курса. Однако для того, чтобы работа с типовым конспек-
том была активной, необходимо развивать у учащихся навыки
осмысленной и творческой переработки предложенного материала.
Одна из оригинальных новейших технологий переработки и за-
крепления информации с помощью составления интеллект-карт из-
ложена в работе Т. Бьюзена и Б. Бьюзена «Супермышление» [2]. Ав-
торы работы утверждают, что графические образы (символы), упо-
требляемые при составлении интеллект-карт, являются более универ-
сальным средством закрепления информации по сравнению с
традиционным конспектированием. По мнению авторов, интеллект-
карты более наглядны и обладают способностью создавать ассоциа-
тивные связи, которые, в свою очередь, являются важнейшим факто-
ром формирования творческого мышления и хорошей памяти.
Преимуществами метода создания интеллект-карт по сравнению
с традиционным конспектированием являются:
● экономия времени по сравнению с краткой записью при помо-
щи слов от 50 до 95 %;
● экономия времени при просмотровом чтении конспекта — бо-
лее 90 %;
● экономия времени при поиске ключевых слов среди большого
объёма прочего текста — более 90 %;
● экономия времени в ходе работы с конспектами, организован-
ными в виде интеллект-карт — более 90 %;
● высокая концентрация внимания на существенных вопросах;
● более яркое и отчётливое выделение ключевых слов;
● ключевые слова сведены в единое поле зрения, что способству-
ет высокой творческой отдаче и быстрому усвоению материала;
● ключевые слова связаны между собой ясными и уместными ас-
социациями;
● учащемуся легче воспринимать и запечатлевать в памяти раз-
ноцветную многомерную интеллект-карту, чем монотонный линей-
ный конспект.