Е.В. Полтавец
4
● замечания отдельным учащимся, а не всей группе;
● неконфликтное воздействие на поведение учащихся, например,
изменение ситуации;
● организация деятельности, а не поведения учащихся;
● преобладание положительных оценок деятельности, её резуль-
татов;
● соблюдение перерывов в работе [1].
Занятия со студентами, имеющими нарушения слуха, проводятся
с учётом данных рекомендаций и дают положительные результаты:
обстановка в группах доброжелательная, уровень активности уча-
щихся высокий.
2. Активизация и интенсификация познавательной деятельности.
Данный принцип реализуется через:
● чёткое формулирование темы, определение целей и задач заня-
тия;
● обсуждение и запись плана деятельности на занятии;
● выделение главной информации, её обобщение, анализ резуль-
татов работы, выводы в конце занятия;
● постановку активизирующего вопроса, вовлекающего учащих-
ся в диалог/дискуссию;
● другие приёмы активизации: целенаправленная ошибка, раз-
мышление вслух и т. п. [1].
На занятиях со студентами, имеющими нарушения слуха, регу-
лярно используются такие приёмы, как формулировка темы и цели
занятия, запись плана занятия; анализ проводимой работы и форму-
лировка выводов по её окончании. Другие приёмы используются по
мере необходимости. Применение данных приёмов даёт положитель-
ный результат, особенно при оформлении записей в конспектах.
3. Эффективность организации и управления учебным процес-
сом. Реализация данного принципа предполагает:
● наличие чёткой позиции преподавателя, свободное владение
материалом, ответы на интересующие учащихся вопросы;
● акцентирование внимания учащихся на приёмах познаватель-
ной деятельности, анализ конкретных ситуаций, использование игро-
вых ситуаций;
● организацию проблемно-поисковой деятельности;
● стимулирование учащихся к формулированию вопросов, акти-
визацию работы группы [1].
Использование данных рекомендаций, безусловно, повышает эф-
фективность и результативность работы как отдельных учащихся, так
и группы в целом.