Традиционные и новые педагогические технологии в обучении русскому языку и культуре речи студентов с ограничениями по слуху - page 10

Е.В. Полтавец
10
темпу, ритму, орфоэпии, должна быть слитной, а не послоговой
(скандированной) [5]. В некоторых случаях, например при объясне-
нии нового материала, допускается замедленный темп речи препода-
вателя. Однако неизменным остаётся требование к правильности ре-
чи: её нельзя искажать, упрощать, «подстраиваться» под аграмматич-
ную речь глухих и слабослышащих учащихся. Но всегда необходимо
учитывать уровень их развития и общаться с ними на доступном язы-
ке, не перегружая его терминами и сложными синтаксическими кон-
струкциями [5].
Если же говорить о целостной системе работы по развитию речи
студентов с нарушениями слуха, то необходимо помнить о четырёх
главных условиях её реализации:
● последовательность упражнений;
● их перспективность;
● разнообразие упражнений и определение конкретной цели каж-
дого их типа;
● умение подчинить разные виды упражнений общей цели [6].
Для начала рассмотрим диалогическую речь, её особенности и
методы совершенствования.
Диалогическая речь
— это такая форма речи, при которой про-
исходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или
несколькими собеседниками. Данный тип речи является первичным в
жизни каждого человека, и он имеет свои особенности, а именно:
● ситуативные — спонтанность, необходимость постоянного
слежения за мыслью собеседника, частая смена темпа речевого взаи-
модействия;
● лексические — лексическая бедность, потенциальная свобода
словоупотребления, активное использование местоимений, наличие
пауз, заполняемых звуками ([э-э], [м-м]) или вводными словами (
ко-
роче, так сказать
).
● морфологические — небольшое количество причастий, дее-
причастий, кратких форм прилагательных; частое употребление име-
нительного и винительного падежей, редкое употребление косвенных
падежей; свободное использование временных форм;
● синтаксические — большое количество неполных предложе-
ний, перестройка фраз по ходу речи, редкое употребление страда-
тельных оборотов;
● небольшое количество развёрнутых и сложных предложений;
расположение слов в последовательности формирования мысли; пе-
ремещение важной информации в начало предложения; частый раз-
рыв словосочетаний (
«очень её интересная книга»
); использование
двухглагольных конструкций (
«пойдём поговорим»
) [7].
1,2,3,4,5,6,7,8,9 11,12,13,14,15,16
Powered by FlippingBook