Традиционные и новые педагогические технологии в обучении русскому языку и культуре речи студентов с ограничениями по слуху - page 12

Е.В. Полтавец
12
Монологическая речь
— это форма речи, обращённая к одному
или группе слушателей (собеседников), иногда к самому себе. Моно-
логическая речь — это активный вид речевой деятельности, рассчи-
танный на восприятие.
Коммуникативная цель использования монологической речи —
это сообщение информации; воздействие на слушателей путём убеж-
дения; побуждение к действию или предотвращение действия и т. п.
Монологическая речь имеет ряд особенностей:
● развёрнутость — стремление широко охватить тематическое
содержание высказывания;
● связность — свойство высказывания, обусловленное наличием
средств связи (грамматических, лексических), формирующих его
структуру;
● непрерывность — высказывание не ограничивается одной фра-
зой, а представляет собой сверхфазовое единство;
● последовательность — логическая обоснованность, закономер-
ная связь одного рассуждения с другими;
● логичность — отсутствие в рассуждении (умозаключении)
мыслей, отрицающих (исключающих) друг друга;
● обоснованность — подтверждённость фактами, серьёзными до-
водами;
● смысловая завершённость — доведение хода рассуждений до
конца (вывод);
● наличие распространённых конструкций;
● грамматическая оформленность;
● коммуникативная направленность — обучение с целью практи-
ческого овладения языком [3].
Монологическая речь в учебных целях подразделяется на разные
виды в зависимости от следующих факторов:
1) содержания речи (описание, сообщение, рассказ и т. п.);
2) степени самостоятельности (воспроизведение заученного вы-
сказывания, пересказ и самостоятельное высказывание);
3) степени подготовленности (подготовленная, частично подго-
товленная, неподготовленная речь).
Нужно отметить, что основные виды подготовленной монологи-
ческой речи (лекции, доклады, выступления, сообщения), как прави-
ло, готовятся предварительно [3].
Целью обучения монологической речи является формирование
речевых монологических умений:
● пересказать содержание предъявленного текста; подготовить
сообщение на заданную (или свободную) тему;
● логически последовательно раскрыть тему первичного доку-
мента (текста, статьи и т. п.);
● обосновать правильность собственных умозаключений, вклю-
чая в свою речь элементы суждений, аргументации [3].
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 13,14,15,16
Powered by FlippingBook