Традиционные и новые педагогические технологии в обучении русскому языку и культуре речи студентов с ограничениями по слуху - page 14

Е.В. Полтавец
14
По способу выражения мысли тексты подразделяются на следу-
ющие виды:
1) описание — создание образа, лица, предмета, явления;
2) повествование — описание действий, событий и их последова-
тельности;
3) рассуждение — обоснование какого-либо положения или по-
лучение нового вывода из нескольких посылок.
С методической точки зрения тексты разделяют на неучебные
(аутентичные) и учебные (в них допускается определённая адаптация
содержания и структуры с учётом языковой подготовки учащихся).
Для работы со студентами, имеющими нарушения слуха,
(с учётом принципа доступности) рекомендуется использовать имен-
но учебные тексты. При этом необходимо, соблюдая принцип цик-
личности, на начальном этапе давать тексты малого объёма (200−300
слов), а затем равномерно (в течение всего периода обучения) дово-
дить объём текстов до значительного (600−800 слов и более).
Исходя из задач обучения, при работе с текстом рекомендуется
использовать разные виды упражнений, например:
1) языковой анализ учебного текста: выделение в нём сложных
синтаксических целых и работа с ними, анализ встречающихся в тек-
сте единиц языка с точки зрения их значения и употребления;
2) построение рассуждения по типовой схеме (образец типовой
схемы рассуждения представлен на рис. 2);
3) переработка текста, составление к тексту плана, аннотации,
краткое изложение содержания и т. п.;
4) составление текста самими учащимися: определение темы,
формулирование тезисов, плана, написание реферата или рецензии.
Рис. 2.
Схема построения рассуждений
Текст, как известно, всегда характеризуется принадлежностью
к определённому стилю речи: разговорному, официально-деловому,
научному, а также стилю художественной литературы. При работе со
студентами, имеющими нарушения слуха, правильный подбор учеб-
1...,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 15,16
Powered by FlippingBook