Традиционные и новые педагогические технологии в обучении русскому языку и культуре речи студентов с ограничениями по слуху - page 11

Традиционные и новые педагогические технологии в обучении русскому…
11
Безусловно, для успешной работы по совершенствованию диало-
гической речи учащихся необходимо учитывать все вышеперечис-
ленные особенности при создании коммуникативной ситуации обще-
ния, без которой невозможно ориентировать учащихся на осуществ-
ление речевого контакта в определённых целях общения: запрос ин-
формации или уточнение её содержания, согласие/несогласие,
возражение, выражение одобрения/неодобрения и т. п.
Необходимо отметить, что при создании коммуникативной ситу-
ации преподаватель должен управлять речевым общением, оказывать
участникам диалога речевую поддержку.
Под речевой поддержкой подразумевается:
● обеспечение предметного содержания, то есть темы общения;
● правильный выбор участников речевого акта общения (уровень
владения устной речью, степень компетентности в обсуждаемом во-
просе и т. п.);
● предварительная отработка лексико-грамматического материа-
ла, формирование навыков использования его в диалогической речи
[7].
Нужно упомянуть, что партнёры в учебной коммуникации могут
распределяться следующим образом: учащиеся — преподаватель
(при обращении к нему); преподаватель — учащиеся (при обращении
преподавателя к группе); учащийся — преподаватель (при обраще-
нии к нему); преподаватель — учащийся (при обращении преподава-
теля к учащемуся); учащийся — учащийся (при обсуждении какого-
либо вопроса, проблемы). В целях поощрения инициативы и актив-
ности студентов рекомендуется чаще использовать контакт «учащий-
ся — учащийся», который носит название «работы в парах» [7].
При работе со студентами, имеющими ограничения по слуху,
можно рекомендовать следующие виды заданий по развитию диало-
гической речи:
1) выражение просьбы об уточнении/объяснении прорабатывае-
мого материала;
2) обмен информацией (беседа в форме вопросов и ответов или
повторение теоретического материала при работе в парах);
3) дополнение, обоснование, уточнение полученной информации;
4) планирование совместных действий (например, при подготов-
ке к выступлению на конференции или на тематическом вечере);
5) обмен впечатлениями, мнениями (например, по поводу прочи-
танного или прослушанного текста);
6) спор, полемика (например, при обсуждении темы, предложен-
ной преподавателем).
Рассмотрев особенности диалогической речи, необходимо
вспомнить и об особенностях монологической речи.
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14,15,16
Powered by FlippingBook