Перспективы развития моделирования банкротства коммерческой организации
Гуманитарный вестник
# 1·2018 5
Особенности данной модели — отсутствие весовых коэффициен-
тов, возможность определения угрозы банкротства за пять лет.
Для всех коэффициентов автор определил три группы показате-
лей (табл. 2).
Таблица 2
Группы значений показаний для пятифакторной модели У. Бивера
Показатель
Расчет
Значение показателя
благопо-
лучной
компании
за 5 лет
до банк-
ротства
за год
до банк-
ротства
1. Коэффициент
Бивера
(Чистая прибыль +
Амортизация)/ЗК
0,4–0,45
0,17
–0,15
2. Рентабельность
активов, %
Чистая при-
быль·100/Активы
6–8
4
–22
3. Доля долга, %
Заемный капитал/ Активы
< 37
< 50
< 80
4. Коэффициент
покрытия активов
чистым оборотным
капиталом
Чистый оборотный
капитал/Активы
< 0,4
< 0,4
< 0,4
5. Коэффициент
покрытия
Оборотный капитал/
Краткосрочные обяза-
тельства
< 3,2
< 2
< 1
В модели У. Бивера не предусмотрены весовые коэффициенты
для индикаторов и не рассчитывается итоговый коэффициент веро-
ятности банкротства. Полученные значения показателей сравнивают-
ся с нормативными значениями, характерными для трех состояний
фирмы, сформулированных У. Бивером: для благополучных компа-
ний; для компаний, обанкротившихся в течение года; для фирм,
ставших банкротами в течение пяти лет.
Преимущества модели: использование показателя рентабельно-
сти активов, определение сроков наступления банкротства компании.
Из недостатков следует отметить: отсутствие итогового коэффициен-
та; невозможность использования в российских условиях (не учиты-
вает российские особенности экономики); сложность интерпретации
итогового значения; зависимость точности расчетов от исходной ин-
формации [4].
В 1977 г. британские ученые Р. Таффлер и Г. Тишоу предложили
четырехфакторную модель. При ее разработке использовался следу-
ющий подход: на первой стадии была собрана статистика по восьми-
десяти компаниям, как обанкротившимся, так и платежеспособным.
С помощью статистического метода — анализа многомерного дис-
криминанта — была построена модель платежеспособности.
Выборочный расчет соотношений является типичным при опре-
делении таких ключевых показателей деятельности компании, как