1 / 14 Next Page
Information
Show Menu
1 / 14 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 1·2018 1

УДК 332 DOI 10.18698/2306-8477-2018-1-499

Перспективы развития моделирования банкротства

коммерческой организации

© М.А. Кузнецов

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Исследованы экономико-математические модели прогнозирования банкротства

компаний на основе выявления значимых факторов их финансового состояния.

Сравниваются различные методики оценки вероятности банкротства, выявлены

их общие черты, отличия, сильные и слабые стороны. Предложен ряд мер по раз-

работке системы моделирования вероятности банкротства коммерческой орга-

низации.

Ключевые слова:

банкротство, диагностика и оценка вероятности банкротств,

риск банкротства, модели прогнозирования банкротства

В современной российской практике оценка вероятности банк-

ротства коммерческой организации, выявление его характерных черт

приобретают огромное значение. Признаки банкротства можно раз-

делить на две группы. К первой относятся показатели, свидетель-

ствующие о возможных финансовых потерях и вероятности банкрот-

ства в недалеком будущем: хронический спад производства, сокра-

щение объемов продаж, частые убытки; просроченная кредиторская

и дебиторская задолженность; низкие значения коэффициентов лик-

видности; увеличение заемных средств; дефицит собственного обо-

ротного капитала; систематическое увеличение продолжительности

оборота капитала; наличие сверхнормативных запасов сырья и гото-

вой продукции; использование новых источников финансовых ресур-

сов на невыгодных условиях; неблагоприятные изменения в портфе-

ле заказов; падение рыночной стоимости акций предприятия; сниже-

ние производственного потенциала.

Во вторую группу входят показатели, значения которых не дают

основания рассматривать текущее финансовое состояние как крити-

ческое, но сигнализируют о возможности резкого его ухудшения в

будущем. К этим показателям относятся: зависимость предприятия

от какого-либо одного конкретного проекта, типа оборудования, вида

актива, рынка сырья или рынка сбыта; потеря ключевых контраген-

тов; недооценка обновления техники и технологии; потеря опытных

сотрудников аппарата управления; вынужденные простои, нерит-

мичная работа, неэффективные долгосрочные соглашения; недоста-

точность капитальных вложений и т. д.