В.В. Строков, А.С. Черников
8
Гуманитарный вестник
# 7·2017
•
корпус терминов;
•
необходимый для усвоения данной темы грамматический мате-
риал;
•
адаптированные тексты по специальности;
•
тренировочные упражнения, составленные с учетом коммуни-
кативных потребностей иностранных учащихся, закрепляющие и ак-
тивизирующие лексико-грамматический материал;
•
упражнения на тренировку навыков письма, произношения и
говорения, формирующие умения продуцирования монологических
высказываний [18].
Для некоторых многочисленных групп проводят дополнительные
занятия с использованием английского языка как языка-посредника, не-
редко более знакомого отдельным категориям слушателей, чем русский
язык.
Особенности организации обучения РКИ
Слушатели по мере прибытия в университет для обучения РКИ
объединяются в группы, зачисление проводится только после пред-
варительного тестирования и аттестации. Группы формируют по
уровню владения русским языком. В группах с низким уровнем вла-
дения русским языком численность слушателей меньше, чем в груп-
пах с высоким уровнем. В отдельных случаях, связанных с поздним
прибытием слушателей и некоторыми другими причинами, прихо-
дится проводить индивидуальные занятия до тех пор, пока слушатель
не сможет обучаться в составе группы.
В течение первых двух месяцев слушатели ПОД изучают русский
язык наиболее интенсивно и занятия по другим предметам в распи-
сание не включаются. Это позволяет не только ускорить социоком-
муникативную и социобытовую адаптацию слушателей, но и создать
условия для начала изучения на русском языке математики, физики и
других дисциплин, читаемых на ПОД.
Выводы
По итогам анализа процесса и результатов обучения иностранных
граждан русскому языку по вышеизложенной методике на ПОД
ФМОП можно сделать следующие выводы:
•
в целом качество подготовки по русскому языку позволяет
большинству иностранных граждан успешно осваивать ОПОП, при
этом имеются зависящие как от внешних, так и от внутренних факто-
ров резервы для повышения достигаемого уровня освоения РКИ;
•
поздние сроки прибытия обучающихся по квотам Минобрнауки
затрудняют формирование групп, дезорганизуют учебный процесс и
снижают качество обучения РКИ;