Гуманитарный вестник
# 7·2017 1
УДК 811.161.1+37.06 DOI 10.18698/2306-8477-2017-7-447
Методика и организация обучения
русскому языку как иностранному
на подготовительном отделении
МГТУ им. Н.Э. Баумана
© В.В. Строков, А.С. Черников
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Повышение эффективности обучения иностранцев русскому языку как иностран-
ному возможно за счет применения анализа объективных и субъективных факто-
ров, влияющих на процесс обучения, а именно: несовершенства нормативной базы,
особенностей неоднородного по подготовленности контингента, неопределенно-
сти входных требований, организационных и методических проблем обучения. На
основании этого анализа и проведенной методической работы объем занятий
увеличен до 49 зачетных единиц, в том числе до 884 часов в аудитории, что дает
слушателям подготовительного отделения принципиальную возможность до-
стичь степени владения русским языком, соответствующей первому сертифика-
ционному уровню международного экзамена. Совершенствование нормативной
базы позволило обоснованно включить в программу материал для адаптации слу-
шателей с учетом их подготовленности и предложить близкие к оптимальным
траектории обучения, различные для слушателей с разным исходным уровнем вла-
дения русским языком. Описаны годичные адаптационные программы для посту-
пающих в магистратуру с определенными пробелами в знаниях по специальным
предметам и дополнительные языковые курсы с использованием языка-посредника.
Сформулированы рекомендации по нормативному сопровождению работы под-
готовительного отделения.
Ключевые слова:
русский язык как иностранный, программа обучения, подгото-
вительное отделение, адаптация, экзамен, уровень владения
Изучение русского языка как иностранного (РКИ) предшествует
обучению иностранных граждан по основным профессиональным
образовательным программам (ОПОП) российских университетов, в
которых русский язык является рабочим языком обучения. Для ино-
странцев русский язык — это не только средство межличностной
коммуникации и адаптации к иноязычной социально-культурной
среде, но и ключевой инструмент получения информации, благодаря
которой формируются их знания, умения и навыки в осваиваемой
профессиональной области. Поэтому РКИ является базовым предме-
том, который наряду с другими осваивают иностранцы, обучающиеся
на подготовительных факультетах или отделениях (ПОД) в рамках
подготовки к поступлению в вуз [1–7].
В МГТУ им. Н.Э. Баумана на подготовительном отделении факуль-
тета международных образовательных программ (ФМОП) в настоящее