1 / 12 Next Page
Information
Show Menu
1 / 12 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 7·2017 1

УДК 811.161.1+37.06 DOI 10.18698/2306-8477-2017-7-447

Методика и организация обучения

русскому языку как иностранному

на подготовительном отделении

МГТУ им. Н.Э. Баумана

© В.В. Строков, А.С. Черников

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Повышение эффективности обучения иностранцев русскому языку как иностран-

ному возможно за счет применения анализа объективных и субъективных факто-

ров, влияющих на процесс обучения, а именно: несовершенства нормативной базы,

особенностей неоднородного по подготовленности контингента, неопределенно-

сти входных требований, организационных и методических проблем обучения. На

основании этого анализа и проведенной методической работы объем занятий

увеличен до 49 зачетных единиц, в том числе до 884 часов в аудитории, что дает

слушателям подготовительного отделения принципиальную возможность до-

стичь степени владения русским языком, соответствующей первому сертифика-

ционному уровню международного экзамена. Совершенствование нормативной

базы позволило обоснованно включить в программу материал для адаптации слу-

шателей с учетом их подготовленности и предложить близкие к оптимальным

траектории обучения, различные для слушателей с разным исходным уровнем вла-

дения русским языком. Описаны годичные адаптационные программы для посту-

пающих в магистратуру с определенными пробелами в знаниях по специальным

предметам и дополнительные языковые курсы с использованием языка-посредника.

Сформулированы рекомендации по нормативному сопровождению работы под-

готовительного отделения.

Ключевые слова:

русский язык как иностранный, программа обучения, подгото-

вительное отделение, адаптация, экзамен, уровень владения

Изучение русского языка как иностранного (РКИ) предшествует

обучению иностранных граждан по основным профессиональным

образовательным программам (ОПОП) российских университетов, в

которых русский язык является рабочим языком обучения. Для ино-

странцев русский язык — это не только средство межличностной

коммуникации и адаптации к иноязычной социально-культурной

среде, но и ключевой инструмент получения информации, благодаря

которой формируются их знания, умения и навыки в осваиваемой

профессиональной области. Поэтому РКИ является базовым предме-

том, который наряду с другими осваивают иностранцы, обучающиеся

на подготовительных факультетах или отделениях (ПОД) в рамках

подготовки к поступлению в вуз [1–7].

В МГТУ им. Н.Э. Баумана на подготовительном отделении факуль-

тета международных образовательных программ (ФМОП) в настоящее