Методика и организация обучения русскому языку как иностранному…
Гуманитарный вестник
# 7·2017 3
и несовершенство нормативной базы РКИ требуют дальнейшего изу-
чения и разрешения.
Особенности контингента и неопределенность входных тре-
бований.
Из-за отсутствия входных требований для иностранных
граждан по уровню владения русским языком на ПОД университетов
России приходят лица с различными начальными знаниями, что
осложняет процесс формирования групп и дальнейшее обучение.
Вместе с тем, как показывает статистика, количество иностранных
граждан, обучающихся в России, увеличилось с 2000 по 2011 г. более
чем вдвое и продолжает расти [8, 9, 14]. Этому способствуют повыше-
ние квот и политика Правительства Российской Федерации по развитию
образования и продвижению русского языка за рубежом [13, 15].
Контингент слушателей ПОД ФМОП МГТУ им. Н.Э. Баумана
весьма неоднороден, в том числе по национальному составу. Здесь
обучаются представители всех континентов, причем, как известно,
различным языковым группам по-разному дается русский язык ввиду
особенностей собственного языка (тональные, интонационные осо-
бенности, разный тип ударения) [8, 16].
Различны и цели обучения иностранных граждан на ПОД: одни
приходят для подготовки к поступлению в бакалавриат или специа-
литет, другие планируют после окончания ПОД поступать сразу в
магистратуру или аспирантуру.
Кроме того, ежегодно по международным договорам прибывают
из различных стран и на разные сроки студенты, у которых в про-
грамму двойных дипломов или стажировки также включается РКИ.
Значительную часть контингента ПОД ФМОП МГТУ им. Н.Э. Бау-
мана составляют иностранные граждане, обучающиеся по квотам
Минобрнауки России. Представители этой категории слушателей при-
бывают в университет обычно уже после начала учебного года, причем
сроки прибытия многих из них неизвестны до последнего момента.
Перечисленные особенности контингента слушателей создают
значительные проблемы не только при определении методики обуче-
ния, но и при организации учебного процесса.
Организационные и методические проблемы обучения.
По́зд-
нее и чаще всего непрогнозируемое по срокам прибытие слушателей
не позволяет своевременно рассчитать и сформировать штатное рас-
писание кафедры русского языка, что затрудняет не только подбор
высококвалифицированных преподавателей и закрепление их на ка-
федре, но и распределение обучающихся по группам, составление
расписания занятий, другие аспекты организации и проведения учеб-
ного процесса.
В связи с разнородностью конечной цели обучения (бакалавриат,
специалитет, магистратура, аспирантура, стажировка) и начального
уровня владения русским языком контингента учащихся возникают
трудности с решением следующих вопросов: