Previous Page  3 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 12 Next Page
Page Background

Методика и организация обучения русскому языку как иностранному…

Гуманитарный вестник

# 7·2017 3

и несовершенство нормативной базы РКИ требуют дальнейшего изу-

чения и разрешения.

Особенности контингента и неопределенность входных тре-

бований.

Из-за отсутствия входных требований для иностранных

граждан по уровню владения русским языком на ПОД университетов

России приходят лица с различными начальными знаниями, что

осложняет процесс формирования групп и дальнейшее обучение.

Вместе с тем, как показывает статистика, количество иностранных

граждан, обучающихся в России, увеличилось с 2000 по 2011 г. более

чем вдвое и продолжает расти [8, 9, 14]. Этому способствуют повыше-

ние квот и политика Правительства Российской Федерации по развитию

образования и продвижению русского языка за рубежом [13, 15].

Контингент слушателей ПОД ФМОП МГТУ им. Н.Э. Баумана

весьма неоднороден, в том числе по национальному составу. Здесь

обучаются представители всех континентов, причем, как известно,

различным языковым группам по-разному дается русский язык ввиду

особенностей собственного языка (тональные, интонационные осо-

бенности, разный тип ударения) [8, 16].

Различны и цели обучения иностранных граждан на ПОД: одни

приходят для подготовки к поступлению в бакалавриат или специа-

литет, другие планируют после окончания ПОД поступать сразу в

магистратуру или аспирантуру.

Кроме того, ежегодно по международным договорам прибывают

из различных стран и на разные сроки студенты, у которых в про-

грамму двойных дипломов или стажировки также включается РКИ.

Значительную часть контингента ПОД ФМОП МГТУ им. Н.Э. Бау-

мана составляют иностранные граждане, обучающиеся по квотам

Минобрнауки России. Представители этой категории слушателей при-

бывают в университет обычно уже после начала учебного года, причем

сроки прибытия многих из них неизвестны до последнего момента.

Перечисленные особенности контингента слушателей создают

значительные проблемы не только при определении методики обуче-

ния, но и при организации учебного процесса.

Организационные и методические проблемы обучения.

По́зд-

нее и чаще всего непрогнозируемое по срокам прибытие слушателей

не позволяет своевременно рассчитать и сформировать штатное рас-

писание кафедры русского языка, что затрудняет не только подбор

высококвалифицированных преподавателей и закрепление их на ка-

федре, но и распределение обучающихся по группам, составление

расписания занятий, другие аспекты организации и проведения учеб-

ного процесса.

В связи с разнородностью конечной цели обучения (бакалавриат,

специалитет, магистратура, аспирантура, стажировка) и начального

уровня владения русским языком контингента учащихся возникают

трудности с решением следующих вопросов: