В.В. Строков, А.С. Черников
4
Гуманитарный вестник
# 7·2017
•
разработки программ обучения, удовлетворяющих запросам
всех слушателей;
•
формирования финансово окупаемых групп слушателей;
•
методического обеспечения учебного процесса;
•
достижения высокого качества обучения по РКИ.
В условиях, когда наблюдается высокая динамика движения кон-
тингента и требуется индивидуализация программ обучения, методов
и сроков их реализации, организация учебного процесса, его методи-
ческое сопровождение и кадровое обеспечение представляют серьез-
ную задачу.
Совершенствование университетской нормативной базы
обучения РКИ
Следует отметить, что несмотря на вышеупомянутые недостатки,
Приказ Минобрнауки России от 03.10.2014 г. № 1304 «Об утвержде-
нии требований к освоению дополнительных общеобразовательных
программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц
без гражданства к освоению профессиональных образовательных
программ на русском языке» — это определенный шаг вперед в раз-
витии нормативной базы, поскольку данный документ стал не только
первой попыткой систематизировать программы обучения на ПОД
университетов России, но и дал при этом вузам некоторую степень
свободы, позволяющую создавать такие программы, в которых учте-
на специфика последующего обучения иностранных граждан по
ОПОП. В МГТУ им. Н.Э. Баумана данный приказ послужил основой
для выпуска внутренних нормативных актов о довузовской подго-
товке иностранных граждан. В этих документах было установлено
требование к повышению качества обучения РКИ. Владение русским
языком — ключевой фактор успешного обучения иностранных граж-
дан в университете, влияющий на эффективность освоения выбран-
ной области профессиональной деятельности [3]. Поэтому объем
РКИ, с учетом предыдущего опыта преподавания и в целях более ка-
чественной подготовки к усвоению основных образовательных про-
грамм, решением ученого совета университета был увеличен до
49 зачетных единиц (з.е.), включая 884 часов аудиторных занятий.
Это создало принципиальную возможность для слушателей ПОД до-
стичь уровня владения русским языком ТРКИ-1 [10].
Совершенствование методической работы по обучению РКИ
В соответствии с внутренними нормативными актами МГТУ
им. Н.Э. Баумана разработана программа изучения РКИ с фондом
оценочных средств. В программу включены аспекты социокультур-
ной, социокоммуникативной, социобытовой адаптации обучающихся