Previous Page  5 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 12 Next Page
Page Background

Методика и организация обучения русскому языку как иностранному…

Гуманитарный вестник

# 7·2017 5

как необходимые элементы их ориентации, психофизиологического

приспособления и выработки адекватного поведения в новой географи-

ческой, правовой, экономической, языковой и культурной среде [1–7].

Важнейшее место в программе РКИ отведено вопросам адапта-

ции иностранных слушателей к образовательной среде университета,

поскольку от успешной реализации этой части программы во многом

будет зависеть эффективность дальнейшего профессионального обу-

чения по ОПОП [4–7]. Иностранные граждане должны получить не-

обходимые знания о российской системе образования, организации

обучения в университете, своих правах и обязанностях. Помимо об-

щеупотребительной лексики, они должны владеть языком естествен-

но-научных и специальных дисциплин в объеме, необходимом для

дальнейшего обучения.

Ввиду отмеченной ранее специфики контингента слушателей

ПОД очевидно, что только максимальная индивидуализация учебно-

го процесса для каждого из них может привести к успеху. С целью

ранжирования слушателей по начальному уровню владения русским

языком было введено входное тестирование по следующим элемен-

там языка: письмо, говорение, аудирование, изложение, чтение. Каж-

дый из разделов теста основан на одном из элементов языка и являет-

ся отдельным независимым блоком, что дает возможность оценить

как общий результат, так и владение соответствующим навыком. По

итогам входного тестирования проводится аттестация, в результате

которой определяется начальный уровень владения РКИ иностранца,

поступающего на ПОД. Далее выстраивается траектория обучения

русскому языку вкупе с общеобразовательными дисциплинами. Лю-

бой слушатель изначально поступает на программу-максимум по

РКИ (884 ауд. ч, 49 з.е.), но в зависимости от итогов тестирования и

предположительных данных о предыдущем образовании часть этой

программы может быть зачтена. Набор траекторий обучения РКИ для

планирующих в дальнейшем поступать на первый курс бакалавриата

или специалитета показан на рисунке.

Программа-максимум, которой соответствует траектория 1—2—

6—7—8—9, как было отмечено ранее, используется по умолчанию

для всех слушателей. В результате ее успешного освоения уровень

владения русским языком слушателя повышается с нулевого до не-

сколько превышающего уровень ТРКИ-1 по российской классифика-

ции, что гарантирует иностранному гражданину языковую подготов-

ку, достаточную для начала освоения программы бакалавриата или

специалитета. Если результат входного тестирования не удовлетво-

ряет минимальным требованиям для перехода на другую ступень, то

слушатель продолжает обучаться по данной программе-максимум.

Соответствие российской и европейской систем классификации

уровней владения языками приведено в таблице.