Методика и организация обучения русскому языку как иностранному…
Гуманитарный вестник
# 7·2017 5
как необходимые элементы их ориентации, психофизиологического
приспособления и выработки адекватного поведения в новой географи-
ческой, правовой, экономической, языковой и культурной среде [1–7].
Важнейшее место в программе РКИ отведено вопросам адапта-
ции иностранных слушателей к образовательной среде университета,
поскольку от успешной реализации этой части программы во многом
будет зависеть эффективность дальнейшего профессионального обу-
чения по ОПОП [4–7]. Иностранные граждане должны получить не-
обходимые знания о российской системе образования, организации
обучения в университете, своих правах и обязанностях. Помимо об-
щеупотребительной лексики, они должны владеть языком естествен-
но-научных и специальных дисциплин в объеме, необходимом для
дальнейшего обучения.
Ввиду отмеченной ранее специфики контингента слушателей
ПОД очевидно, что только максимальная индивидуализация учебно-
го процесса для каждого из них может привести к успеху. С целью
ранжирования слушателей по начальному уровню владения русским
языком было введено входное тестирование по следующим элемен-
там языка: письмо, говорение, аудирование, изложение, чтение. Каж-
дый из разделов теста основан на одном из элементов языка и являет-
ся отдельным независимым блоком, что дает возможность оценить
как общий результат, так и владение соответствующим навыком. По
итогам входного тестирования проводится аттестация, в результате
которой определяется начальный уровень владения РКИ иностранца,
поступающего на ПОД. Далее выстраивается траектория обучения
русскому языку вкупе с общеобразовательными дисциплинами. Лю-
бой слушатель изначально поступает на программу-максимум по
РКИ (884 ауд. ч, 49 з.е.), но в зависимости от итогов тестирования и
предположительных данных о предыдущем образовании часть этой
программы может быть зачтена. Набор траекторий обучения РКИ для
планирующих в дальнейшем поступать на первый курс бакалавриата
или специалитета показан на рисунке.
Программа-максимум, которой соответствует траектория 1—2—
6—7—8—9, как было отмечено ранее, используется по умолчанию
для всех слушателей. В результате ее успешного освоения уровень
владения русским языком слушателя повышается с нулевого до не-
сколько превышающего уровень ТРКИ-1 по российской классифика-
ции, что гарантирует иностранному гражданину языковую подготов-
ку, достаточную для начала освоения программы бакалавриата или
специалитета. Если результат входного тестирования не удовлетво-
ряет минимальным требованиям для перехода на другую ступень, то
слушатель продолжает обучаться по данной программе-максимум.
Соответствие российской и европейской систем классификации
уровней владения языками приведено в таблице.