Previous Page  2 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 12 Next Page
Page Background

В.В. Строков, А.С. Черников

2

Гуманитарный вестник

# 7·2017

время обучаются 157 иностранных слушателей из 22 стран. Несмотря

на то что на кафедре русского языка университета работают высоко-

квалифицированные и опытные педагоги, зачастую кафедры, осу-

ществляющие базовую и профильную подготовку, предъявляют

обоснованные требования к уровню владения русским языком ино-

странными студентами. Повышение эффективности обучения РКИ

невозможно без анализа объективных и субъективных факторов,

прямо или косвенно влияющих на учебный процесс.

Проблемы, влияющие на качество обучения РКИ

Из множества проблем будут рассмотрены только те, которые

можно либо устранить (снять) или разрешить, либо ослабить их от-

рицательное влияние на учебный процесс, используя только внут-

ренние ресурсы университета.

Несовершенство нормативной базы РКИ.

Данная проблема ха-

рактерна для многих вузов России. В странах, имеющих большой

опыт обучения иностранцев, при приеме иностранных студентов вы-

двигаются определенные требования к уровню владения рабочим

языком обучения. Например, в университеты США и Великобрита-

нии принимают только тех абитуриентов, чьи оценки при сдаче

TOEFL или IELTS по английскому языку будут выше порогового коли-

чества баллов [8, 9]. Исключение из разряда действующих существо-

вавших ранее государственных стандартов владения РКИ в России [10],

по которым возможность обучения иностранного гражданина по ОПОП

соответствующего уровня была связана с необходимой для этого степе-

нью владения русским языком, существенно затрудняет процесс обуче-

ния, его методическое обеспечение; в итоге снижается качество подго-

товки специалистов. Минимальный объем изучения РКИ на ПОД, уста-

новленный Приказом № 1304 Минобрнауки России от 03.10.2014

№ 1304, ниже первого сертификационного уровня ТРКИ-1 — порога

при поступлении на ОПОП бакалавриата и специалитета [11]. Для

иностранцев, поступающих в магистратуру или аспирантуру, законо-

дательно сохраняется обязательным тот же год обучения на ПОД, с

тем же объемом изучения РКИ, что значительно снижает возможно-

сти выпускника и на следующем этапе — при поступлении, и в

дальнейшем — уже при обучении по выбранной программе, особен-

но для тех слушателей, которые начинают изучение РКИ с нулевого

уровня. Однако МГТУ им. Н.Э. Баумана, как и многие другие вузы,

стремится увеличить число иностранных студентов, решая при этом как

локальную задачу приведения структуры контингента обучающихся к

уровню современных требований, так и глобальную задачу, связанную

с государственной политикой Российской Федерации по продвижению

русского языка за рубежом [12, 13]. Отмеченные выше противоречия