Р.А. Иванова
8
Гуманитарный вестник
# 6·2017
Окончание табл.
Автор
Работа
Год Концепция
Концепт
К. Апель
«Дискурс и от-
ветственность:
проблема пере-
хода к посткон-
венциональной
морали»
1988 Этическая
—
П. Грайс
«Studies in the
way of words»
1989 Коопера-
тивная
—
Ю. Лотман
«Внутри мысля-
щих миров. Че-
ловек — текст —
семиосфера —
история»
1990 Протокор-
респон-
дентская
Претекст, коммуника-
тивный код, взаимное
влечение, аутокоммуни-
кация
М. Бахтин
«Литературно-
критические ста-
тьи»
1994 Структура-
листско-
диалогиче-
ская
—
А. Пятигорский «Избранные тру-
ды»
1996 Текстовая Текстуальность комму-
никации
Н. Луман
«Общество как
социальная си-
стема»
1997 Игнори-
стическая
Коммуникативное не-
знание,
понимание,
смысловые формы
Дж. Лакофф
«Метафоры, ко-
торыми мы жи-
вем»
2003 Метафори-
ческая
—
Кратко опишем содержание таблицы.
У
Г. Шпета
участниками коммуникативного акта являются слово,
контекст и личность. Коммуникация в рамках феноменологической
концепции будто бы имеет второе дно: есть некое сущее — смысл,
и явление — общепринятое значение [14, c. 389]. Такое разведение
сущего и являющегося, заложенное в основе концепции Г. Шпета, ха-
рактерно для феноменологической методологии, поэтому данная кон-
цепция в рамках этого исследования называется
феноменологической.
Соответственно, формирующими данное исследование концептами
выступают концепты
другого, контекста, коммуникативной сущно-
сти
и
коммуникативного явления.
Центральная идея диалогической концепции
М. Бубера
заключа-
ется в том, что подлинное человеческое бытие возможно только в ви-
де диалога с «ты». В диалоге с «ты» (Бог, мир, другой человек) чело-
век обретает свое «я» и смысл жизни. Настоящий диалог может быть
молчаливым, — имеется в виду не совместное мистическое молча-
ние, а искренняя открытость, расположенность к другому человеку
[15, c. 96]. В подлинном диалоге каждый из коммуникантов обра-