Previous Page  8 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 15 Next Page
Page Background

Р.А. Иванова

8

Гуманитарный вестник

# 6·2017

Окончание табл.

Автор

Работа

Год Концепция

Концепт

К. Апель

«Дискурс и от-

ветственность:

проблема пере-

хода к посткон-

венциональной

морали»

1988 Этическая

П. Грайс

«Studies in the

way of words»

1989 Коопера-

тивная

Ю. Лотман

«Внутри мысля-

щих миров. Че-

ловек — текст —

семиосфера —

история»

1990 Протокор-

респон-

дентская

Претекст, коммуника-

тивный код, взаимное

влечение, аутокоммуни-

кация

М. Бахтин

«Литературно-

критические ста-

тьи»

1994 Структура-

листско-

диалогиче-

ская

А. Пятигорский «Избранные тру-

ды»

1996 Текстовая Текстуальность комму-

никации

Н. Луман

«Общество как

социальная си-

стема»

1997 Игнори-

стическая

Коммуникативное не-

знание,

понимание,

смысловые формы

Дж. Лакофф

«Метафоры, ко-

торыми мы жи-

вем»

2003 Метафори-

ческая

Кратко опишем содержание таблицы.

У

Г. Шпета

участниками коммуникативного акта являются слово,

контекст и личность. Коммуникация в рамках феноменологической

концепции будто бы имеет второе дно: есть некое сущее — смысл,

и явление — общепринятое значение [14, c. 389]. Такое разведение

сущего и являющегося, заложенное в основе концепции Г. Шпета, ха-

рактерно для феноменологической методологии, поэтому данная кон-

цепция в рамках этого исследования называется

феноменологической.

Соответственно, формирующими данное исследование концептами

выступают концепты

другого, контекста, коммуникативной сущно-

сти

и

коммуникативного явления.

Центральная идея диалогической концепции

М. Бубера

заключа-

ется в том, что подлинное человеческое бытие возможно только в ви-

де диалога с «ты». В диалоге с «ты» (Бог, мир, другой человек) чело-

век обретает свое «я» и смысл жизни. Настоящий диалог может быть

молчаливым, — имеется в виду не совместное мистическое молча-

ние, а искренняя открытость, расположенность к другому человеку

[15, c. 96]. В подлинном диалоге каждый из коммуникантов обра-