Previous Page  5 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 15 Next Page
Page Background

Значение концептов в исследованиях коммуникации

Гуманитарный вестник

# 6·2017 5

стим, что фрагмент реальности — это то неоспоримое «наверняка»,

которое запустило цепочку ощущений и умозаключений. Но было ли

что-то между образом-представлением и понятием? Ведь понятие

оформляется вербально, а люди полагают больше, чем могут доказать,

и знают больше, чем могут выразить словами. Между существующим

в действительности фрагментом реальности, представлением о нем и

понятием находится трудноуловимое, но полноценное самостоятель-

ное звено, которое часто называют переходной формой. На самом деле

оно является связующим, а не переходным элементом, — это разные

вещи.

Вернемся к мандарину. В реальности существует такой объект,

как мандарин. Можно

иметь

о мандарине представление, а можно

обладать

понятием мандарина. Поскольку мандарин материален,

к нему возможно прикоснуться, взять в руки —

иметь

мандарин

в своих руках. Во всех случаях субъект выступает активным участ-

ником отношений с таким объектом реальности, как мандарин,

и инициатором отношений с реальностью, побеждая ее, заключив

в представления, понятия, руки. Но так ли это на самом деле? Только

ли это имеет место, учитывая тот факт, что история научного поиска

пишется победителями, точно так же, как и история социально-

политическая? В процессе познания субъект не настолько экспанси-

вен, как это обычно позиционируется. Не только субъект формирует

образ реальности в сознании, но и реальность формирует образ самой

себя в сознании субъекта. В противном случае люди были бы настоль-

ко вольны в интерпретации данных об окружающей действительности,

что не смогли бы адекватно в ней ориентироваться. На этот аспект об-

ратил внимание еще М. Полани в 1958 г. Получаемая через органы

чувств информация значительно богаче той, что проходит через со-

знание, и человек знает больше, чем может сказать. Неосознанные

ощущения образуют эмпирический базис неявного знания. Неявное

знание личностно по определению. Раскрыть содержание самого по-

нятия неявного знания, по мнению М. Полани, мешает трудность се-

мантического характера, обусловленная гносеологической природой

этого типа знания как скрытого, имплицитного, подразумеваемого

[11, c. 4]. Именно в этой сфере — сфере неявного, имманентного —

обитает концептуальное. Концепт — это не промежуточная стадия пе-

рехода от реальности к абстракции. Концепт не должен неминуемо

эволюционировать в понятие. Это автономное самостоятельное обра-

зование, которое вообще ничего не должно понятию — довербальное

связующее схваченных разумом структурных характеристик объекта.

Если использовать метафору, то понятие «красный кардинал» у власти

в сознании, а концепт в нем — «серый кардинал». Концепт может

быть более приближен к объекту, нежели понятие, по той причине, что

он более насыщен флюидами реальности и менее формализован. Но