Значение концептов в исследованиях коммуникации
Гуманитарный вестник
# 6·2017 11
у коммуникантов не может быть абсолютно одинаковых кодов, по-
скольку когда смысловые матрицы коммуникантов идентичны, по-
требность в коммуникации исчезает. Но в то же время некоторое по-
добие коммуникантов необходимо для того, чтобы коммуникация
в принципе имела место. Под коммуникацией в рамках модели
Ю. Лотмана подразумевается перевод текста с языка «я» на язык
«ты». Возможность такого перевода признается, и обусловлена она
тем, что коды обоих участников коммуникации хотя и не абсолютно
подобны, но образуют пересекающиеся множества [23, c. 12–13]. По-
ставщиком кодов является культура. Сформулированная Лотманом
концепция коммуникации названа
протокорреспондентской
, по-
скольку исследователь обозначает в качестве самостоятельного ас-
пекта наличие автономного
дотекстового сообщения
, далее непо-
средственно осуществляемого в тексте. Дотекстовое сообщение —
это некоторый смысл, остающийся инвариантным вне зависимости от
любых трансформаций текста [23, c. 13]. Концепция коммуникации
Ю. Лотмана интересна не столько дискуссионной идеей о существова-
нии
аутокоммуникации
как самостоятельного вида коммуникации,
сколько теоретическим нововведением в практике коммуникативных
исследований — концептом дотекстового сообщения (
претекста
).
Претекст представляет собой нечто вроде того, что позднее американ-
ский философ сознания Дж. Фодор назовет языком мысли — ментали-
зом, существованием общечеловеческого внутреннего языка, предика-
ты которого являются врожденными.
Если попытаться восстановить концепцию коммуникации в ис-
следованиях
А. Пятигорского,
то в результате получится концепция,
ориентированная на
текст
. Каждый текст создается в определенной
коммуникативной связи автора с другими лицами. Если внешний
наблюдатель отсутствует, тогда то, что имеется, будет не семиотиче-
ской ситуацией, а событием, которое не может быть истолковано
в терминах знака [24, с. 37]. Необходим другой. Другое лицо, другой
даны в мышлении либо тогда, когда один человек уже стал вторым,
перестав быть «другим», либо когда второй человек уже стал пер-
вым, перестав быть собой [24, с. 278].
«Игнористическая»
(от англ.
ignorance
— незнание, невежество)
концепция — модель коммуникации, достаточно полно разработан-
ная
Н. Луманом
, немецким социальным философом. Согласно теории
Н. Лумана, незнание склоняет людей к коммуникации. Оно является
базовым коммуникативным элементом. Сам процесс коммуникации —
это следствие неравномерного распределения знания и незнания в
межличностном пространстве [25, с. 37–38].
В лумановской концепции коммуникация представляется дей-
ствием, элиминирующим незнание и обеспечивающим достижение
понимания посредством передачи необходимой для этого информа-