Previous Page  11 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 15 Next Page
Page Background

Значение концептов в исследованиях коммуникации

Гуманитарный вестник

# 6·2017 11

у коммуникантов не может быть абсолютно одинаковых кодов, по-

скольку когда смысловые матрицы коммуникантов идентичны, по-

требность в коммуникации исчезает. Но в то же время некоторое по-

добие коммуникантов необходимо для того, чтобы коммуникация

в принципе имела место. Под коммуникацией в рамках модели

Ю. Лотмана подразумевается перевод текста с языка «я» на язык

«ты». Возможность такого перевода признается, и обусловлена она

тем, что коды обоих участников коммуникации хотя и не абсолютно

подобны, но образуют пересекающиеся множества [23, c. 12–13]. По-

ставщиком кодов является культура. Сформулированная Лотманом

концепция коммуникации названа

протокорреспондентской

, по-

скольку исследователь обозначает в качестве самостоятельного ас-

пекта наличие автономного

дотекстового сообщения

, далее непо-

средственно осуществляемого в тексте. Дотекстовое сообщение —

это некоторый смысл, остающийся инвариантным вне зависимости от

любых трансформаций текста [23, c. 13]. Концепция коммуникации

Ю. Лотмана интересна не столько дискуссионной идеей о существова-

нии

аутокоммуникации

как самостоятельного вида коммуникации,

сколько теоретическим нововведением в практике коммуникативных

исследований — концептом дотекстового сообщения (

претекста

).

Претекст представляет собой нечто вроде того, что позднее американ-

ский философ сознания Дж. Фодор назовет языком мысли — ментали-

зом, существованием общечеловеческого внутреннего языка, предика-

ты которого являются врожденными.

Если попытаться восстановить концепцию коммуникации в ис-

следованиях

А. Пятигорского,

то в результате получится концепция,

ориентированная на

текст

. Каждый текст создается в определенной

коммуникативной связи автора с другими лицами. Если внешний

наблюдатель отсутствует, тогда то, что имеется, будет не семиотиче-

ской ситуацией, а событием, которое не может быть истолковано

в терминах знака [24, с. 37]. Необходим другой. Другое лицо, другой

даны в мышлении либо тогда, когда один человек уже стал вторым,

перестав быть «другим», либо когда второй человек уже стал пер-

вым, перестав быть собой [24, с. 278].

«Игнористическая»

(от англ.

ignorance

— незнание, невежество)

концепция — модель коммуникации, достаточно полно разработан-

ная

Н. Луманом

, немецким социальным философом. Согласно теории

Н. Лумана, незнание склоняет людей к коммуникации. Оно является

базовым коммуникативным элементом. Сам процесс коммуникации —

это следствие неравномерного распределения знания и незнания в

межличностном пространстве [25, с. 37–38].

В лумановской концепции коммуникация представляется дей-

ствием, элиминирующим незнание и обеспечивающим достижение

понимания посредством передачи необходимой для этого информа-