Previous Page  4 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 15 Next Page
Page Background

Р.А. Иванова

4

Гуманитарный вестник

# 6·2017

знание. На уровне сознания формируются так называемые индивиду-

альные концепты, составляющие концептосферу личности. Концепты

этого уровня создаются посредством усвоения языка и через личност-

ный эмоциональный и познавательный опыт. Им присущи субъектив-

ность, динамичность, изменчивость. На уровне авторского текста

формируются, соответственно, авторские концепты, представляющие

собой попытки выражения индивидуальных концептов. На уровне

текста интерпретатора образуются синтетические концепты — некое

гомогенизированное сочетание авторских концептов и концептов ин-

терпретатора. На последнем из выделяемых Ю.В. Суржанской уровне

находятся авторские и синтетические концепты, которые стали досто-

янием культуры — включились в циркуляцию смыслов между множе-

ством сознаний.

В соответствии с современным определением, концепт — поня-

тие, выражающее (и вместе с тем обозначающее) сущность какой-

либо научной или философской теории (атом — в атомистической

теории Демокрита и современной физике, квант — в квантовой ме-

ханике, дальнодействие — в классической механике, условный ре-

флекс — в физиологии, топос — в топологии, общественно-

экономическая формация — в марксистской теории общества и т. п.)

[10, c. 410].

Наличие у концепта своей, весьма насыщенной истории не спасает

от пренебрежительного отношения к данному понятию. Все концепт-

ное сталкивается с нескрываемым презрением сторонников чисто по-

нятийного мышления. Следует отметить неоправданность изгнания

концептного на периферию научно-исследовательских изысканий. Что

такое концепт и почему к нему негативно относятся люди, считающие

себя рациональными? Рассмотрим соотношение понятия, концепта

и непосредственно объекта реальности на примере мандарина. Сам по

себе мандарин — это объект окружающей действительности. Если по-

казать мандарин человеку, который никогда не видел этого фрукта, не

пробовал и вообще не знает, что это такое, то у него сложится образ

мандарина или представление о мандарине — на данном этапе зна-

комства с объектом сознание не фиксирует сущностные свойства и

не считывает структурные характеристики фрагмента реальности.

Такого же эффекта можно достичь, если рассказать о мандарине то-

му, кто никогда мандаринов не видел, или нарисовать этот фрукт.

Если человек счистит кожуру, ощутит ее тактильно, а также почув-

ствует аромат фрукта и попробует его на вкус, то он тем самым уточ-

нит свое первоначальное представление о мандарине. У человека по-

явится возможность сформировать понятие о том, что он узнал,

поскольку он познакомился с сущностными характеристиками дан-

ного объекта: не только с его внешним видом, формой и цветом, но

и с консистенцией кожуры, ароматом, вкусом, содержимым. Допу-