Р.А. Иванова
4
Гуманитарный вестник
# 6·2017
знание. На уровне сознания формируются так называемые индивиду-
альные концепты, составляющие концептосферу личности. Концепты
этого уровня создаются посредством усвоения языка и через личност-
ный эмоциональный и познавательный опыт. Им присущи субъектив-
ность, динамичность, изменчивость. На уровне авторского текста
формируются, соответственно, авторские концепты, представляющие
собой попытки выражения индивидуальных концептов. На уровне
текста интерпретатора образуются синтетические концепты — некое
гомогенизированное сочетание авторских концептов и концептов ин-
терпретатора. На последнем из выделяемых Ю.В. Суржанской уровне
находятся авторские и синтетические концепты, которые стали досто-
янием культуры — включились в циркуляцию смыслов между множе-
ством сознаний.
В соответствии с современным определением, концепт — поня-
тие, выражающее (и вместе с тем обозначающее) сущность какой-
либо научной или философской теории (атом — в атомистической
теории Демокрита и современной физике, квант — в квантовой ме-
ханике, дальнодействие — в классической механике, условный ре-
флекс — в физиологии, топос — в топологии, общественно-
экономическая формация — в марксистской теории общества и т. п.)
[10, c. 410].
Наличие у концепта своей, весьма насыщенной истории не спасает
от пренебрежительного отношения к данному понятию. Все концепт-
ное сталкивается с нескрываемым презрением сторонников чисто по-
нятийного мышления. Следует отметить неоправданность изгнания
концептного на периферию научно-исследовательских изысканий. Что
такое концепт и почему к нему негативно относятся люди, считающие
себя рациональными? Рассмотрим соотношение понятия, концепта
и непосредственно объекта реальности на примере мандарина. Сам по
себе мандарин — это объект окружающей действительности. Если по-
казать мандарин человеку, который никогда не видел этого фрукта, не
пробовал и вообще не знает, что это такое, то у него сложится образ
мандарина или представление о мандарине — на данном этапе зна-
комства с объектом сознание не фиксирует сущностные свойства и
не считывает структурные характеристики фрагмента реальности.
Такого же эффекта можно достичь, если рассказать о мандарине то-
му, кто никогда мандаринов не видел, или нарисовать этот фрукт.
Если человек счистит кожуру, ощутит ее тактильно, а также почув-
ствует аромат фрукта и попробует его на вкус, то он тем самым уточ-
нит свое первоначальное представление о мандарине. У человека по-
явится возможность сформировать понятие о том, что он узнал,
поскольку он познакомился с сущностными характеристиками дан-
ного объекта: не только с его внешним видом, формой и цветом, но
и с консистенцией кожуры, ароматом, вкусом, содержимым. Допу-