1 / 15 Next Page
Information
Show Menu
1 / 15 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 6·2017 1

УДК 1(130.1)+(303.01) DOI 10.18698/2306-8477-2017-6-446

Значение концептов в исследованиях коммуникации

© Р.А. Иванова

Таврическая Академия Крымского федерального университета

имени В.И. Вернадского, Симферополь, 295007, Россия

Исследование посвящено философскому осмыслению понятия «концепт» и обозна-

чению ключевых концептов исследований коммуникации. Приведено сравнительное

историко-философское прочтение понятия «концепт». На основании обобщения

материала по данной теме рассмотрен концептуальный подход к исследованиям

коммуникации. Сделан акцент на необходимости включения в дискурс о коммуни-

кации центральных концептов коммуникативных исследований с целью оптимиза-

ции процесса изучения коммуникации.

Ключевые слова:

концепт, исследовательский концепт, исследования коммуникации

Сегодня в исследовательской среде можно наблюдать неоднознач-

ную реакцию на понятие «концепт». Диапазон отношения к концепту

колеблется от пафосного: «Что такое философия? Это искусство фор-

мировать, изобретать, изготавливать концепты» [1, с. 14], — до

насмешливого: «И что теперь делать? Заменить словари с терминами

на концептуарии с концептами?» На самом деле эти крайние позиции

задают шкалу значимости и значений понятия «концепт». Конфликто-

генным фактором выступает не просто допущение существования

в исследовательском пространстве идей без четко очерченных границ,

но и публичное заявление о том, что концепт как неразделимость ко-

нечного числа разнородных составляющих — это в принципе един-

ственно возможная форма существования философии. Вторая пози-

ция — позитивистского толка — возникает как критическая реакция

на постмодернистское понимание концепта: сторонники этой позиции

считают, что оперировать концептами недопустимо по отношению

к исследовательской этике, поскольку концепты — это нечто неопре-

деленное, равносильное разговору ни о чем. Совсем иное дело в своих

исследованиях апеллировать к понятиям, отражающим сущностные

объективные характеристики исследуемого явления. Итак, рассмотрим

термин «концепт» и его методологическую ценность.

Первоначально термин

conceptus

(лат.) имел биологическое зна-

чение и использовался для обозначения плода в утробе матери, заро-

дыша. В период с латинской античности до XIII в. расхожим значе-

нием термина «концепт» было интеллектуальное представление,

развивающееся в уме. В V в. Макробий использует его в производ-

ном значении, чтобы сказать, что интенции рождаются из концепта

ума (

conceptus mentis

).

Сonceptus

входит в широкое употребление