Гуманитарный вестник
# 6·2017 1
УДК 1(130.1)+(303.01) DOI 10.18698/2306-8477-2017-6-446
Значение концептов в исследованиях коммуникации
© Р.А. Иванова
Таврическая Академия Крымского федерального университета
имени В.И. Вернадского, Симферополь, 295007, Россия
Исследование посвящено философскому осмыслению понятия «концепт» и обозна-
чению ключевых концептов исследований коммуникации. Приведено сравнительное
историко-философское прочтение понятия «концепт». На основании обобщения
материала по данной теме рассмотрен концептуальный подход к исследованиям
коммуникации. Сделан акцент на необходимости включения в дискурс о коммуни-
кации центральных концептов коммуникативных исследований с целью оптимиза-
ции процесса изучения коммуникации.
Ключевые слова:
концепт, исследовательский концепт, исследования коммуникации
Сегодня в исследовательской среде можно наблюдать неоднознач-
ную реакцию на понятие «концепт». Диапазон отношения к концепту
колеблется от пафосного: «Что такое философия? Это искусство фор-
мировать, изобретать, изготавливать концепты» [1, с. 14], — до
насмешливого: «И что теперь делать? Заменить словари с терминами
на концептуарии с концептами?» На самом деле эти крайние позиции
задают шкалу значимости и значений понятия «концепт». Конфликто-
генным фактором выступает не просто допущение существования
в исследовательском пространстве идей без четко очерченных границ,
но и публичное заявление о том, что концепт как неразделимость ко-
нечного числа разнородных составляющих — это в принципе един-
ственно возможная форма существования философии. Вторая пози-
ция — позитивистского толка — возникает как критическая реакция
на постмодернистское понимание концепта: сторонники этой позиции
считают, что оперировать концептами недопустимо по отношению
к исследовательской этике, поскольку концепты — это нечто неопре-
деленное, равносильное разговору ни о чем. Совсем иное дело в своих
исследованиях апеллировать к понятиям, отражающим сущностные
объективные характеристики исследуемого явления. Итак, рассмотрим
термин «концепт» и его методологическую ценность.
Первоначально термин
conceptus
(лат.) имел биологическое зна-
чение и использовался для обозначения плода в утробе матери, заро-
дыша. В период с латинской античности до XIII в. расхожим значе-
нием термина «концепт» было интеллектуальное представление,
развивающееся в уме. В V в. Макробий использует его в производ-
ном значении, чтобы сказать, что интенции рождаются из концепта
ума (
conceptus mentis
).
Сonceptus
входит в широкое употребление