Значение концептов в исследованиях коммуникации
Гуманитарный вестник
# 6·2017 3
ный каркас». По мнению ученого, концептуальный каркас — это ле-
жащий в основании релятивизма миф, подлежащий разоблачению.
Миф концептуального каркаса выражается следующим образом: ра-
циональная и плодотворная дискуссия невозможна, если ее участни-
ки не имеют общего концептуального каркаса основных предпосы-
лок или, по крайней мере, не достигли соглашения по поводу такого
каркаса с целью проведения данной дискуссии [5, c. 559]. Концепту-
альный каркас К. Поппера имеет коммуникативную природу. Под
этим понятием Поппер, вероятнее всего, подразумевает (хотя ясно
этот момент у него не обозначен) категориальный аппарат последо-
вателя некоторой теории — в узком научном смысле или, расширяя
применительное поле понятия, — понятийный свод коммуниканта.
Таким образом, концептуальный каркас К. Поппера представляет со-
бой скорее набор общих понятийных предпосылок для дискуссии,
нежели не являющуюся открыто в речи систему элементов эссенциа-
листского характера, вывод которой в публичное пространство смыс-
лов необходим для дальнейшего исследования явления в его много-
аспектности.
Среди отечественных исследователей в природе концепта пытались
разобраться С.А. Аскольдов, О.Э. Петруня, С.С. Неретина, Ю.Г. Бобко-
ва, Ю.В. Суржанская, Л.А. Микешина.
Согласно определению С.А. Аскольдова, концепт есть мысленное
образование, которое замещает в процессе мысли неопределенное
множество предметов одного и того же рода [6]. Концепту свойствен-
на потенция перехода от заключенного в нем обобщенного смысла
к определенному комплекту более конкретных значений. О.Э. Петруня
обобщает слова Аскольдова следующим образом: концепт — это еди-
ный смысловой образ существенных и несущественных признаков
предметов и явлений [7].
Л.А. Микешина определяет концепт как когнитивную сущность,
предстающую в виде смыслообраза — сложного структурного обра-
зования из гетерономных элементов, задача которого выявить и за-
фиксировать некие феномены, не редуцируемые к строго логическим
формам понятий [8, c. 508].
Из отечественных авторов наиболее скрупулезно исследовала
концепт Ю.В. Суржанская, которая не только сделала несколько
сущностных замечаний о природе концепта, но и разрабатывает си-
стему уровней бытия концепта [9]. Суржанская подчеркивает осно-
вополагающий характер концепта по отношению к мышлению чело-
века, утверждая, что он является исходной и фундаментальной
формой мышления. В повседневной жизни люди мыслят концептами,
поскольку понятийное мышление в быту обременительно и, вероят-
но, излишне. Суржанская обозначает четыре уровня бытия концепта:
сознание, авторский текст, текст интерпретатора, коллективное со-