Previous Page  9 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 15 Next Page
Page Background

Значение концептов в исследованиях коммуникации

Гуманитарный вестник

# 6·2017 9

щается к личности другого, учитывая его инаковость.

Диалогичность

концептуально проходит через изучение коммуникации М. Бубером.

Уровневая концепция коммуникации разработана

К. Шенноном.

Исследователь выделяет три коммуникативных уровня: техничес-

кий — степень точности передачи информации от отправителя к по-

лучателю; семантический — уровень интерпретации сообщения по-

лучателем относительно вложенного отправителем значения; уровень

эффективности — степень изменения поведения вследствие передан-

ного сообщения. Таким образом, К. Шеннон первым в истории ком-

муникативных исследований обращается к концепту

коммуникатив-

ных уровней

. Позднее

У. Эко

и

Д. Гильдебрандт

обратились к этому

концепту К. Шеннона, в той или иной мере ее трансформировав.

В своей концепции

Т. Ньюкомб

предложил учитывать отноше-

ния, которые устанавливаются между агентами общения и объектом

речи. Общая тенденция коммуникации — стремление к симметрии

(поэтому концепция названа симметричной). Если субъекты

А

и

В

сориентируются друг к другу положительно, то они будут стремиться

к совпадению своего отношения к

Х

. При несовпадении отношений

друг к другу не будет совпадать и отношение к

Х

. Совпадение отно-

шения к

Х

при несовпадении отношения друг к другу будет воспри-

ниматься как ненормальное [16, с. 232].

Таким образом, Ньюкомб

вводит в коммуникативные исследования очередной концепт —

коммуникативную симметрию

, под которой подразумевается про-

цесс выравнивания отношений людей друг к другу.

Концепция коммуникации

И. Гофмана

получила название пер-

формансной, поскольку исследователь сосредоточился на

впечатле-

нии

, производимом коммуникантами друг на друга [17]. Гофман за-

крепляет за впечатлением самодостаточную позицию в процессе

коммуникации. Впечатление в этой концепции выполняет функцию

ядра коммуникации — центра мира коммуникации, вокруг которого

выстраивается вся коммуникативная жизнь. В результате, под влия-

нием такого доминирующего концепта, сама коммуникация оказыва-

ется циркуляцией впечатлений в межличностном пространстве.

Р. Якобсон

в «Лингвистике и поэтике» [18] выстраивает следую-

щую схему коммуникативного акта: адресант посылает сообщение

адресату. Чтобы сообщение могло выполнить свои функции, необхо-

димы контекст, код (полностью или частично общий для адресанта

и адресата), контакт (физический канал и психологическая связь

между адресантом и адресатом, обусловливающая возможность

установить и поддержать коммуникацию). Говоря о коде, Р. Якобсон

не сказал ничего нового, однако он был первым исследователем ком-

муникации, который акцентировал внимание на

контакте

как на яв-

лении, обусловливающем коммуникативный акт.