Значение концептов в исследованиях коммуникации
Гуманитарный вестник
# 6·2017 9
щается к личности другого, учитывая его инаковость.
Диалогичность
концептуально проходит через изучение коммуникации М. Бубером.
Уровневая концепция коммуникации разработана
К. Шенноном.
Исследователь выделяет три коммуникативных уровня: техничес-
кий — степень точности передачи информации от отправителя к по-
лучателю; семантический — уровень интерпретации сообщения по-
лучателем относительно вложенного отправителем значения; уровень
эффективности — степень изменения поведения вследствие передан-
ного сообщения. Таким образом, К. Шеннон первым в истории ком-
муникативных исследований обращается к концепту
коммуникатив-
ных уровней
. Позднее
У. Эко
и
Д. Гильдебрандт
обратились к этому
концепту К. Шеннона, в той или иной мере ее трансформировав.
В своей концепции
Т. Ньюкомб
предложил учитывать отноше-
ния, которые устанавливаются между агентами общения и объектом
речи. Общая тенденция коммуникации — стремление к симметрии
(поэтому концепция названа симметричной). Если субъекты
А
и
В
сориентируются друг к другу положительно, то они будут стремиться
к совпадению своего отношения к
Х
. При несовпадении отношений
друг к другу не будет совпадать и отношение к
Х
. Совпадение отно-
шения к
Х
при несовпадении отношения друг к другу будет воспри-
ниматься как ненормальное [16, с. 232].
Таким образом, Ньюкомб
вводит в коммуникативные исследования очередной концепт —
коммуникативную симметрию
, под которой подразумевается про-
цесс выравнивания отношений людей друг к другу.
Концепция коммуникации
И. Гофмана
получила название пер-
формансной, поскольку исследователь сосредоточился на
впечатле-
нии
, производимом коммуникантами друг на друга [17]. Гофман за-
крепляет за впечатлением самодостаточную позицию в процессе
коммуникации. Впечатление в этой концепции выполняет функцию
ядра коммуникации — центра мира коммуникации, вокруг которого
выстраивается вся коммуникативная жизнь. В результате, под влия-
нием такого доминирующего концепта, сама коммуникация оказыва-
ется циркуляцией впечатлений в межличностном пространстве.
Р. Якобсон
в «Лингвистике и поэтике» [18] выстраивает следую-
щую схему коммуникативного акта: адресант посылает сообщение
адресату. Чтобы сообщение могло выполнить свои функции, необхо-
димы контекст, код (полностью или частично общий для адресанта
и адресата), контакт (физический канал и психологическая связь
между адресантом и адресатом, обусловливающая возможность
установить и поддержать коммуникацию). Говоря о коде, Р. Якобсон
не сказал ничего нового, однако он был первым исследователем ком-
муникации, который акцентировал внимание на
контакте
как на яв-
лении, обусловливающем коммуникативный акт.