Р.А. Иванова
2
Гуманитарный вестник
# 6·2017
благодаря Фоме Аквинскому. Поскольку средневековые мыслители
были озадачены поиском идеальной коммуникации (с Богом), термин
«концепт» в основном использовался в контексте связности ума и ре-
чи в акте общения с Богом и у Боэция Дакийского означал понятие,
денотировавшее класс сродных явлений, которые можно выразить
посредством разных частей речи, и предшествующее процессу нало-
жения способов обозначения [2, с. 1]. Речь была охарактеризована
как сущность, обладающая субъектностью, смыслоразделительной
функцией и смысловым единством. Она была тесно связана с идеями
творения, воплощения слова и интенции. Обращенность к слушателю
в средневековой мысли предполагала одновременную обращенность
к трансцендентному источнику речи — Богу. Высказанная речь, по
П. Абеляру, это «концепт в душе слушателя» [3, c. 121]. Концепт, в от-
личие от формы схватывания в понятии (от
intellectus
), которое связа-
но с формами рассудка, есть производство возвышенного духа, спо-
собного творчески собирать (
concipere
) смыслы и помыслы как
универсальное, представляющее собой связь вещей и речей [4, c. 184].
Уже через полстолетия, при жизни У. Оккама, это понятие станет
общеупотребительным. Сам Оккам считал
conceptus
ментальным
свойством отдельного предмета, которое обретает реальное существо-
вание в уме. Такой успех объясняется двумя причинами. Во-первых,
неоднозначностью имеющегося термина
intellectus
. Данное понятие
одновременно использовалось как для непосредственного обозначения
интеллектуальной способности, так и для обозначения свойственного
ей единства представления. К тому же под влиянием распространяю-
щегося аристотелизма в XII в. начинают различать не только виды ин-
теллектуальных репрезентаций (
intellectus simplex
,
intellectus composi-
tus
) и уровни восприятия, но и модусы интеллекта и разнообразие его
функций
(intellectus possibilis
,
intellectus speculativus
,
intellectus practi-
cus
). Во-вторых, сама семантика понятия
conceptus
прочит его на ме-
сто
intellectus
: с одной стороны, в буквальном смысле он означает про-
дукт внутреннего дозревания, с другой, его этимология (
concapere
—
схватить одним махом) указывает на соединение множества элементов
в едином восприятии, т. е. оттенок общности действительно есть. Та-
ким образом, внутреннее производство и обобщенность — две базо-
вые составляющие
conceptus
.
Начиная с формулировки Боэция принципа эквивокации в XIV в.,
популярность
conceptus
пошла на убыль. В Новое время, на фоне ги-
персциентизации, «концепт» был вытеснен из терминологического
обихода «понятием» как более адекватным объекту средством его
постижения.
«Концепт» пребывал в теоретическом анабиозе вплоть до XX в.
и был возвращен к жизни К. Поппером, в некотором смысле реани-
мировавшим его средневековое значение в понятии «концептуаль-