Previous Page  2 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 15 Next Page
Page Background

Р.А. Иванова

2

Гуманитарный вестник

# 6·2017

благодаря Фоме Аквинскому. Поскольку средневековые мыслители

были озадачены поиском идеальной коммуникации (с Богом), термин

«концепт» в основном использовался в контексте связности ума и ре-

чи в акте общения с Богом и у Боэция Дакийского означал понятие,

денотировавшее класс сродных явлений, которые можно выразить

посредством разных частей речи, и предшествующее процессу нало-

жения способов обозначения [2, с. 1]. Речь была охарактеризована

как сущность, обладающая субъектностью, смыслоразделительной

функцией и смысловым единством. Она была тесно связана с идеями

творения, воплощения слова и интенции. Обращенность к слушателю

в средневековой мысли предполагала одновременную обращенность

к трансцендентному источнику речи — Богу. Высказанная речь, по

П. Абеляру, это «концепт в душе слушателя» [3, c. 121]. Концепт, в от-

личие от формы схватывания в понятии (от

intellectus

), которое связа-

но с формами рассудка, есть производство возвышенного духа, спо-

собного творчески собирать (

concipere

) смыслы и помыслы как

универсальное, представляющее собой связь вещей и речей [4, c. 184].

Уже через полстолетия, при жизни У. Оккама, это понятие станет

общеупотребительным. Сам Оккам считал

conceptus

ментальным

свойством отдельного предмета, которое обретает реальное существо-

вание в уме. Такой успех объясняется двумя причинами. Во-первых,

неоднозначностью имеющегося термина

intellectus

. Данное понятие

одновременно использовалось как для непосредственного обозначения

интеллектуальной способности, так и для обозначения свойственного

ей единства представления. К тому же под влиянием распространяю-

щегося аристотелизма в XII в. начинают различать не только виды ин-

теллектуальных репрезентаций (

intellectus simplex

,

intellectus composi-

tus

) и уровни восприятия, но и модусы интеллекта и разнообразие его

функций

(intellectus possibilis

,

intellectus speculativus

,

intellectus practi-

cus

). Во-вторых, сама семантика понятия

conceptus

прочит его на ме-

сто

intellectus

: с одной стороны, в буквальном смысле он означает про-

дукт внутреннего дозревания, с другой, его этимология (

concapere

схватить одним махом) указывает на соединение множества элементов

в едином восприятии, т. е. оттенок общности действительно есть. Та-

ким образом, внутреннее производство и обобщенность — две базо-

вые составляющие

conceptus

.

Начиная с формулировки Боэция принципа эквивокации в XIV в.,

популярность

conceptus

пошла на убыль. В Новое время, на фоне ги-

персциентизации, «концепт» был вытеснен из терминологического

обихода «понятием» как более адекватным объекту средством его

постижения.

«Концепт» пребывал в теоретическом анабиозе вплоть до XX в.

и был возвращен к жизни К. Поппером, в некотором смысле реани-

мировавшим его средневековое значение в понятии «концептуаль-