Previous Page  15 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 23 Next Page
Page Background

О некоторых аксиологических акцентах европейской гносеологической традиции…

Гуманитарный вестник

# 6·2017 15

шительно непонятно Лейбницу. По его мнению, это загадка, которую

Локк не разрешил, а просто обошел, так как он всего лишь провоз-

гласил воздействие вещей на душу, никак этого не пояснив и не

обосновав. Конечно, можно согласиться с Локком во всем, что каса-

ется самого механизма взаимоотношений идей в человеке. Например,

вполне допустимо, что отдельные конкретные идеи предшествуют в

душе идеям абстрактным и именно первые идеи нам угодно сопо-

ставлять с воздействиями внешнего мира. Но это никоим образом не

поясняет с метафизической, т. е. по-настоящему философской, точки

зрения возникновения идей: метафизически немыслимо, чтобы в ду-

шу проникало нечто, первоначально в ней не находящееся. «...Ничто

не входит естественным путем в наш дух извне, и лишь по дурной

привычке мы думаем, будто душа наша принимает в себя нечто вро-

де образов, извещающих ее о предмете, как если бы она имела двери

и окна» [19, с. 151]. Поэтому Лейбниц совершенно исключает прямое

воздействие каких-либо других сущностей на душу. Исключает он и

воздействие души на них. Следовательно, все, что называется опы-

том, образованием идей на основании внешних эмпирических впе-

чатлений, — все это можно рассматривать как

саморазвит ие души

,

при котором заложенные в душу представления, первоначально

смутные и даже из-за этого совсем незаметные, постепенно становят-

ся все более ясными, проявляются для самосознания. «...Душа наша

уже знает все это потенциально (

virtuellement

), ей нужно лишь обра-

тить внимание, чтобы познать эти истины... Можно сказать даже, что

она обладает уже и самими этими истинами, если смотреть на них

как на отношения между идеями» [19, с. 152].

Согласно Лейбницу, душа — единственное во Вселенной, что че-

ловек в состоянии непосредственно и в собственном смысле познать.

Все, что люди говорят о других вещах, основывается на их внутрен-

нем переживании: поэтому о сущности каких бы то ни было вещей

можно судить только по аналогии с собственной душой. В этом

смысле любой элемент Вселенной более или менее похож на душу

человека. Даже само существование этого элемента аналогично су-

ществованию души, как люди его понимают в свете самосознания.

Отсюда вытекает общая метафизическая предпосылка:

мир сост оит

из сущност ей, лучше даж е сказат ь — сущест в, подобных душе, —

монад.

Каждая из этих монад сама по себе должна мыслиться абсо-

лютно самостоятельной. Ни в какую из них не может проникнуть

что-либо извне. Монады, по образному выражению Лейбница, «не

имеют совсем окон». Внутренние свойства монад вполне аналогичны

тем, которые человек наблюдает в собственной душе, а именно: спо-

собность представления и стремление — два основных свойства ду-

шевного бытия. Порядок расположения монад также не может быть