О некоторых аксиологических акцентах европейской гносеологической традиции…
Гуманитарный вестник
# 6·2017 15
шительно непонятно Лейбницу. По его мнению, это загадка, которую
Локк не разрешил, а просто обошел, так как он всего лишь провоз-
гласил воздействие вещей на душу, никак этого не пояснив и не
обосновав. Конечно, можно согласиться с Локком во всем, что каса-
ется самого механизма взаимоотношений идей в человеке. Например,
вполне допустимо, что отдельные конкретные идеи предшествуют в
душе идеям абстрактным и именно первые идеи нам угодно сопо-
ставлять с воздействиями внешнего мира. Но это никоим образом не
поясняет с метафизической, т. е. по-настоящему философской, точки
зрения возникновения идей: метафизически немыслимо, чтобы в ду-
шу проникало нечто, первоначально в ней не находящееся. «...Ничто
не входит естественным путем в наш дух извне, и лишь по дурной
привычке мы думаем, будто душа наша принимает в себя нечто вро-
де образов, извещающих ее о предмете, как если бы она имела двери
и окна» [19, с. 151]. Поэтому Лейбниц совершенно исключает прямое
воздействие каких-либо других сущностей на душу. Исключает он и
воздействие души на них. Следовательно, все, что называется опы-
том, образованием идей на основании внешних эмпирических впе-
чатлений, — все это можно рассматривать как
саморазвит ие души
,
при котором заложенные в душу представления, первоначально
смутные и даже из-за этого совсем незаметные, постепенно становят-
ся все более ясными, проявляются для самосознания. «...Душа наша
уже знает все это потенциально (
virtuellement
), ей нужно лишь обра-
тить внимание, чтобы познать эти истины... Можно сказать даже, что
она обладает уже и самими этими истинами, если смотреть на них
как на отношения между идеями» [19, с. 152].
Согласно Лейбницу, душа — единственное во Вселенной, что че-
ловек в состоянии непосредственно и в собственном смысле познать.
Все, что люди говорят о других вещах, основывается на их внутрен-
нем переживании: поэтому о сущности каких бы то ни было вещей
можно судить только по аналогии с собственной душой. В этом
смысле любой элемент Вселенной более или менее похож на душу
человека. Даже само существование этого элемента аналогично су-
ществованию души, как люди его понимают в свете самосознания.
Отсюда вытекает общая метафизическая предпосылка:
мир сост оит
из сущност ей, лучше даж е сказат ь — сущест в, подобных душе, —
монад.
Каждая из этих монад сама по себе должна мыслиться абсо-
лютно самостоятельной. Ни в какую из них не может проникнуть
что-либо извне. Монады, по образному выражению Лейбница, «не
имеют совсем окон». Внутренние свойства монад вполне аналогичны
тем, которые человек наблюдает в собственной душе, а именно: спо-
собность представления и стремление — два основных свойства ду-
шевного бытия. Порядок расположения монад также не может быть