О некоторых аксиологических акцентах европейской гносеологической традиции…
Гуманитарный вестник
# 6·2017 17
либо взаимодействия с ним. Монада-микрокосм знает все о внешнем
мире-макрокосме уже потому, что макрокосм аналогичен (в идеале
изоморфен) микрокосму, а последний она знает непосредственно как
свою собственную душевную жизнь. «Лейбницева монада не только
“не имеет окон”, но и не нуждается в них, так как вся внешняя реаль-
ность “представлена” в ней как внутренняя» [2, с. 137].
Монадология — метафизическая концепция. Она представляет
собой учение о трансцендентном мире. Об этом мире, правда, можно
делать выводы на основании переживаний внутренней жизни, но эти
выводы предполагают гармонию с ее двумя факторами — принципом
аналогии и принципом непрерывности. Поэтому у Лейбница все
опытное познание считается состоящим из смутных представлений, и
люди, согласно Лейбницу, поднимаются к ясным идеям лишь в том
случае, когда мыслят о Боге либо находятся в области общих аб-
страктных математических или философских понятий. Таким обра-
зом, познание разделяется на две большие области, управляемые раз-
ными методологическими законами. Первая область — эмпирическое
познание. Вторая — теоретическое познание. Это разбиение и упо-
мянутые методологические законы образуют концепцию научного
знания Лейбница в собственном смысле, т. е. концепцию того, что
сегодня называется философией и методологией науки. У Лейбница
эта концепция удивительно легко соотносится с современными поня-
тиями. Ее описание сводится к следующему.
Современная философия науки основана на строгой дихотомии
аналитических и синтетических высказываний. Истинность или лож-
ность аналитического высказывания может быть установлена лишь
на основании знания его смысла. Если кто-либо считает истинное
аналитическое высказывание ложным, то он просто не понимает его
смысла. Истинность или ложность синтетического высказывания не
может быть установлена на основании одного лишь знания смысла.
Для определения истинности синтетического высказывания требует-
ся еще обратиться к дополнительному источнику знания в виде эм-
пирического наблюдения (линия Д. Юма) или посредством разума
(линия И. Канта). Можно истинное синтетическое высказывание счи-
тать ложным и при этом полностью и правильно понимать его смысл,
но заблуждаться именно насчет его истинности (как раз из-за отсут-
ствия указанного дополнительного источника знания).
Главной особенностью концепции научного знания Лейбница яв-
ляется его убеждение в том, что все истинные высказывания — слу-
чайные и необходимые, истины факта и истины разума, эмпириче-
ские и теоретические — без исключения суть аналитические выска-
зывания. Такое убеждение трудно разделять в настоящее время, но в
рамках философии Лейбница оно представляется весьма естествен-
ным следствием его учения об индивидуальных понятиях и пред-