В.К. Самохвалова
18
Гуманитарный вестник
# 6·2017
установленной гармонии: «Полное или совершенное понятие еди-
ничной субстанции включает в себя все предикаты — прошлые,
настоящие и будущие. Ведь, во всяком случае, уже теперь истинно,
что будущий предикат будет существовать: следовательно, он содер-
жится в понятии предмета. И поэтому в совершенном индивидуаль-
ном понятии Петра или Иуды, если рассматривать его как возможное…
находятся и Богом созерцаются все события, которые с ними случатся,
как необходимые, так и случайные» [2, с. 139]. Следовательно, для мо-
нады монад, которая имеет совершенно отчетливое представление обо
всех вещах, все истины — аналитические. Для людей, монад низших
ступеней, истины будут казаться не аналитическими ровно настолько,
насколько имеются более смутные представления по сравнению с мо-
надой монад. Для людей аналитическая истинность какого-либо эмпи-
рического высказывания — дело их будущего бесконечного развития в
сторону предельной ясности представления тех вещей, которые затра-
гиваются в данном эмпирическом высказывании. Поэтому с практиче-
ской точки зрения необходимо поступать так, как если бы все истины
делились на аналитические и синтетические (хотя последнего термина
Лейбниц не употребляет, он его имеет в виду).
Таким образом, именно с практической точки зрения методоло-
гия Лейбница в отношении дихотомии аналитическое — синтетиче-
ское действительно вполне современна. Столь же современен Лейб-
ниц и во многих других важных методологических аспектах своего
учения. Он, например, вполне владеет понятием семантики возмож-
ных миров, различая необходимость и случайность (возможность)
как истинность во всех мыслимых мирах и истинность хотя бы в од-
ном мыслимом мире. Он придерживается современного критерия ис-
тинности естественно-научных теорий как их внутренней и внешней
непротиворечивости при минимальном количестве исходных посту-
латов. Кроме того, он формулирует и пользуется принципом тожде-
ства неразличимых (неразличимы — значит тождественны), который
в настоящее время используется во всех логических исчислениях как
один из постулатов, управляющих употреблением символа равенства.
Таким образом, в XXI в. Лейбниц не обнаружил бы ничего неожи-
данного в сфере современной философии науки. И в этом отношении
Лейбниц также опередил время более чем на 300 лет.
Такова в самых общих чертах концепция научного знания Лейб-
ница. С точки зрения состава знания она имманентна познающему
субъекту в силу убеждения философа (являющегося естественным
следствием его учения о предустановленной гармонии) в том, что все
истинные высказывания — случайные и необходимые, эмпирические
и теоретические (из них главным образом состоит знание) — суть
аналитические высказывания, т. е. не требующие при доказательстве
их истинности обращения ни к каким дополнительным источникам,