Previous Page  19 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 19 / 23 Next Page
Page Background

О некоторых аксиологических акцентах европейской гносеологической традиции…

Гуманитарный вестник

# 6·2017 19

кроме понимания смысла самих этих высказываний. С точки зрения

происхождения знания концепция Лейбница также имманентна субъ-

екту познания вследствие учения о монадах как микрокосме, знаю-

щем все о внешнем мире (макрокосме) без взаимодействия с ним, по

аналогии, в силу одной только представленности всей внешней ре-

альности макрокосма как внутренней в микрокосме. С точки зрения

значения знания концепция Лейбница трансцендентна познающему

субъекту. Словом, концепция научного знания ганноверского мыслите-

ля — еще один шаг на пути развития индивидуалистической тенденции

в философии Нового времени. Полностью этот процесс завершился

доктриной научного знания И. Канта, в которой все три элемента зна-

ния — состав, происхождение, значение — имманентны познающему

субъекту [20, с. 138–249]. После Канта, как представляется, можно го-

ворить о зарождении тенденции преодоления индивидуализма, напри-

мер, в философских трудах Фихте, Гегеля, Фейербаха и т. д.

Итак, подведем итог. Автор стремился показать характер взаимо-

связи двух важнейших разделов философского знания — аксиологии

и гносеологии. Причем именно природа зависимости теоретико-

познавательных построений от определенных этических установок (в

данном случае зависимость философских концепций научного знания

Нового времени от этического стремления к индивидуализации всех

форм жизни) являлась предметом анализа. Рассмотрев развитие кон-

цепций научного знания в философии Ф. Бэкона, Р. Декарта и

Г.В. Лейбница с точки зрения проявленности в них указанной инди-

видуалистической тенденции, можно сделать следующее заключе-

ние: склонность к индивидуализму лишь в малой степени отразилась

на концепции Ф. Бэкона, более отчетливо проявилась в философии

Декарта и наиболее яркий след оставила в концепции научного зна-

ния Лейбница.

Конкретизируем это заключение с учетом того, что будем счи-

тать полностью индивидуалистической концепцией знания ту, в ко-

торой три основные стороны знания (состав, происхождение, значе-

ние) целиком имманентны познающему субъекту. У Ф. Бэкона инди-

видуализм сказывается только в его намерении построить все знание

на личном опыте познающего, при этом состав, происхождение и

значение знания вполне могут быть трансцендентными по отноше-

нию к субъекту познания. По сравнению с бэконовской, картезиан-

ская концепция научного знания — это шаг вперед на пути к индиви-

дуализму. Из трех элементов знания один — состав — является им-

манентным, так как элементы, составляющие знание, в конечном

счете дедуцируются из начальных постулатов (играющих роль мате-

матических аксиом), внутренне присущих, по Декарту, познающему

субъекту. Но вместе с тем у Декарта сохраняется убежденность в