Герменевтическое измерение Гадамера в парадигмальной модели науки Куна
Гуманитарный вестник
# 5·2017 9
В философии Гадамера в связи с этим предложен другой подход
к истине, способный сохранить и усовершенствовать корреспондент-
скую концепцию. Поэтому рассмотрение парадигм Куна в рамках
философии предпонимания Гадамера позволяет по-другому взгля-
нуть на кризис в области философии науки, связанный с потерей тех
ориентиров, которые могли бы приблизить человека к истине, пони-
манию самого бытия. Можно сказать, что этот кризис связан с завы-
шенными ожиданиями представителей естественнонаучного знания:
стремление установить абсолютную истину, свободную от любых
человеческих предрассудков в отношении пассивного бессмысленно-
го Бытия. Как следствие, большие ожидания порождают большие
разочарования. Но если ввести представления Гадамера в область
философии науки, то оказывается, тот факт, что нет единой интер-
претации бытия, истинной парадигмы, не свидетельствует о круше-
нии корреспондентской концепции истины и не указывает на непре-
одолимый релятивизм. Наоборот, из этого следует, что ученые ведут
динамичный диалог с активным бытием, проигрывают его в своих
разных версиях, парадигмах и получают более или менее определенную
истину с точки зрения человека, а не Бога. Это утверждает нескончае-
мый творческий диалог между учеными и природой, в ходе которого
каждый раз выявляются новые грани исследуемого бытия, и опроверга-
ет наивную возможность установления конечной версии бытия, после
которого научный творческий процесс был бы излишним.
Итак, затрагивая проблемы понимания, авторы статьи попробо-
вали осуществить диалог между двумя разными философскими тра-
дициями. Было показано, что представления Куна, касающиеся во-
проса взаимного понимания между учеными, принадлежащими раз-
ным парадигмальным горизонтам, могут быть сопоставлены с
разработками гадамеровской герменевтики. В период нормальной
науки ученое сообщество обладает определенным предпониманием,
предрассудком по отношению как к окружающей действительности,
так и к другим парадигмам. Деятельность ученых можно в действи-
тельности рассматривать как работу исторического сознания, которое
не осознает собственной ограниченности, но которому предоставили
уникальную возможность преодолеть этот предрассудок против
предрассудков и приобрести действенно-историческое сознание. Ин-
терпретация, осуществляющаяся действующей парадигмой по отно-
шению к парадигмам прошлого, примером которой является учебная
литература, может быть рассмотрена в рамках процесса слияния го-
ризонтов с ярко выраженным примененческим аспектом. В свою
очередь, теоретическая нагруженность исследуемых фактов, отсут-
ствие нейтральных фактов и нейтрального языка приближают к осо-
знанию того, что всякий предмет понимания может быть воспринят