Гуманитарный вестник
# 5·2017 1
УДК 165.73 DOI 10.18698/2306-8477-2017-5-434
Герменевтическое измерение Гадамера
в парадигмальной модели науки Куна
© Г.И. Ловецкий, И.И. Комиссаров
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Калужский филиал, Калуга, 248000, Россия
Рассмотрена деятельность нормальной науки Т. Куна в контексте герменевтиче-
ских проблем, разработанных прежде всего в творчестве Х.-Г. Гадамера. Показа-
но, что в нормальной науке при интерпретации окружающей действительности
и других научных картин мира во многом выражены соответствующие представ-
ления Гадамера о понимании. Отмечено, что с помощью перенесения воззрений
Гадамера в область философии науки можно наметить пути выхода из эписте-
мологического кризиса в отношении проблемы истины.
Ключевые слова:
Кун, нормальная наука, парадигма, Гадамер, понимание, пред-
рассудок, проблема истины
Принято рассматривать две разные философские традиции, кото-
рые с трудом находят точки пересечения: континентальную и анали-
тическую философию, но иногда можно говорить и об их интересных
соприкосновениях. В данной статье исследован один такой контакт
двух миров, который можно наблюдать в рамках философии науки в
ее соприкосновении с герменевтическими проблемами. Речь пойдет о
труде Т. Куна [1] и о проблемах понимания, которые разрабатывал
прежде всего Х.-Г. Гадамер [2]. Будет показано, что существует по-
требность сопоставления положений Куна, связанных с наличием
догматического элемента в осуществлении научной деятельности, и
Гадамера, изучавшего проблемы предрассудков человеческого по-
нимания.
Сами философы осознавали необходимость взаимопроникнове-
ния двух традиций [3, p. 66]. Гадамер затрагивал вопрос о возможно-
сти сведения философии к теории науки [4, p. 151–169]. Философия
науки, по его мнению, сама показывает несостоятельность этого
предприятия, а модель науки Куна позволяет открыть глаза предста-
вителям естественнонаучного знания на собственную ограничен-
ность парадигмальным горизонтом. Подобные суждения позволяют
говорить о герменевтическом измерении в теории Куна [4, p. 164].
Кун, хотя не находился в контакте с герменевтикой при написании
основного труда, впоследствии признал важность герменевтического
подхода для своих исследований [5, p. XIII]. Он говорил, например, о
герменевтическом базисе науки конкретного периода: историку