1 / 13 Next Page
Information
Show Menu
1 / 13 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 5·2017 1

УДК 165.73 DOI 10.18698/2306-8477-2017-5-434

Герменевтическое измерение Гадамера

в парадигмальной модели науки Куна

© Г.И. Ловецкий, И.И. Комиссаров

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Калужский филиал, Калуга, 248000, Россия

Рассмотрена деятельность нормальной науки Т. Куна в контексте герменевтиче-

ских проблем, разработанных прежде всего в творчестве Х.-Г. Гадамера. Показа-

но, что в нормальной науке при интерпретации окружающей действительности

и других научных картин мира во многом выражены соответствующие представ-

ления Гадамера о понимании. Отмечено, что с помощью перенесения воззрений

Гадамера в область философии науки можно наметить пути выхода из эписте-

мологического кризиса в отношении проблемы истины.

Ключевые слова:

Кун, нормальная наука, парадигма, Гадамер, понимание, пред-

рассудок, проблема истины

Принято рассматривать две разные философские традиции, кото-

рые с трудом находят точки пересечения: континентальную и анали-

тическую философию, но иногда можно говорить и об их интересных

соприкосновениях. В данной статье исследован один такой контакт

двух миров, который можно наблюдать в рамках философии науки в

ее соприкосновении с герменевтическими проблемами. Речь пойдет о

труде Т. Куна [1] и о проблемах понимания, которые разрабатывал

прежде всего Х.-Г. Гадамер [2]. Будет показано, что существует по-

требность сопоставления положений Куна, связанных с наличием

догматического элемента в осуществлении научной деятельности, и

Гадамера, изучавшего проблемы предрассудков человеческого по-

нимания.

Сами философы осознавали необходимость взаимопроникнове-

ния двух традиций [3, p. 66]. Гадамер затрагивал вопрос о возможно-

сти сведения философии к теории науки [4, p. 151–169]. Философия

науки, по его мнению, сама показывает несостоятельность этого

предприятия, а модель науки Куна позволяет открыть глаза предста-

вителям естественнонаучного знания на собственную ограничен-

ность парадигмальным горизонтом. Подобные суждения позволяют

говорить о герменевтическом измерении в теории Куна [4, p. 164].

Кун, хотя не находился в контакте с герменевтикой при написании

основного труда, впоследствии признал важность герменевтического

подхода для своих исследований [5, p. XIII]. Он говорил, например, о

герменевтическом базисе науки конкретного периода: историку