Previous Page  4 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 13 Next Page
Page Background

Г.И. Ловецкий, И.И. Комиссаров

4

Гуманитарный вестник

# 5·2017

революцией. При этом нельзя говорить, что в последующей парадиг-

ме исправлены ошибки предшествующей, потерпевшей поражение.

Обе парадигмы по-своему правильны, и они несоизмеримы. Ученые,

которые представляют две разные парадигмы, живут в разных мирах,

а язык, на котором они говорят, хотя и может оперировать теми же

терминами, но в действительности не есть один и тот же.

Как может одна парадигма понять другую? Как в действительно-

сти это происходит? Такие вопросы могут быть уместны не только

для философов науки, но и для представителей герменевтического

направления.

Если рассматривать эту ситуацию со стороны самих исследовате-

лей, то фактически можно говорить, что парадигма ассимилирует

предшествующую ей, т. е. говорит с ней на своем языке, оценивает со

стороны своего контекста и не дает высказаться в свою защиту. Со-

общество ученых, представляющих новую парадигму, в действи-

тельности экзаменует старые парадигмы, находит и исправляет

ошибки, ищет новых предшественников современных теорий, кото-

рые, как правило, в свое время считались маргиналами и не оказыва-

ли никакого влияния на движение научного знания. В результате та-

кого понимания прошлого как поступательного движения к настоя-

щему рождается аккумулятивистская модель науки, материальным

воплощением которой является учебник. Движение науки — это че-

редование приобретения новых достижений и отбрасывания ошибок

и суеверий. Для успешного функционирования науки такая утилита-

ристская позиция вполне оправдана, но если речь заходит о построе-

нии адекватной модели науки, ее принятие только исказит представ-

ление об эволюции научного знания [1, с. 23, 24, 180–185].

На новую парадигму также может работать принцип соответ-

ствия [14, с. 92], согласно которому старые теории не отбрасываются

полностью, но продолжают жить в рамках новых теорий с известны-

ми ограничениями. Так, механику Ньютона необязательно представ-

лять ошибочной, можно сказать, что она продолжает работать в рам-

ках теории Эйнштейна, но действует только при определенных усло-

виях [1, с. 137]. Кун, принимая во внимание ограниченность

подобной позиции, говорит, что в действительности ассимиляция не

происходит, поскольку новая парадигма работает в рамках новой си-

стемы терминов. Получается, что масса у Ньютона и масса у Эйн-

штейна — это совершенно разные вещи, так как в новое понятие

вкладывается смысл, являющийся неуместным при употреблении в

старом контексте [1, с. 137–142].

Кун показал, что во время господства определенной парадигмы,

т. е. в период нормальной науки, научное сообщество весьма догма-

тично относится к фактам окружающего мира. Ученые изо всех сил