Герменевтическое измерение Гадамера в парадигмальной модели науки Куна
Гуманитарный вестник
# 5·2017 7
ло собой случай сдерживаемого падения. Последователи Галилея, со
своей стороны, видели в подобном случае маятник — тело, которое
пыталось повторить одно и то же движение. Исследователи обоих
направлений наблюдали один и тот же предмет, который существо-
вал и продолжает существовать для ученых в разных интерпретаци-
ях, причем количество таких интерпретаций может быть не ограни-
чено. Восприятие фактов, таким образом, встраивается в теоретиче-
ское понимание, факты не могут существовать без языковой
интерпретации [1, с. 160–172]. Поэтому смена парадигм у Куна соот-
ветствует смене миров, в которых живут ученые и которые они ин-
терпретируют [1, с. 151].
В связи с языковой проблемой возникает вопрос об истине, от-
ношении человеческих суждений к описываемому бытию. Вышеиз-
ложенная ситуация вряд ли способствует сохранению классической,
корреспондентской концепции истины не только для Куна, но и в це-
лом для аналитической философии. Кроме того, Кун разрабатывает
такое понимание научного прогресса, которое также лишено понима-
ния сущности природы. Философ уподобляет собственное представле-
ние о прогрессе концепции эволюции Дарвина. Как известно, теория
Дарвина вызвала широкий резонанс, который явился следствием устра-
нения телеологического принципа: эволюция происходит без опреде-
ленной цели, у эволюции не было задачи создать человека, все случи-
лось под влиянием слепых факторов естественного отбора. Нечто по-
добное происходит в борьбе парадигм между собой во время научной
революции, причем никакая победа не гарантирует лучшего понимания
самой природы, вовсе не обязательно, что победившая парадигма
наиболее близко подходит к самим вещам [1, с. 207–223].
Кажется, что подобное понимание истины можно вывести и из
гадамеровской герменевтики, что осуществили, например, Дж. Ват-
тимо и Р. Рорти. Если некоторые исследователи критиковали Гада-
мера за релятивизм, то Ваттимо упрекает Гадамера в том, что он не-
достаточно релятивист. Как известно, Гадамер утверждал, что бытие,
которое может быть понято, есть язык, предметы понимания могут
быть даны только через язык, но в то же время философ не отвергал
корреспондентскую концепцию истины. Такое сочетание, казалось бы,
несочетаемого послужило поводом для критики постмодернистски
настроенных интерпретаторов Гадамера [16]. Следует отметить, что
Рорти, отвергая соответствие высказываний какой-либо реальности и
придавая таким образом герменевтике релятивистское направление,
использует источник [1], чтобы показать, что естественнонаучное
знание в своей относительности не отличается от, скажем, литера-
турной критики [17].