Г.И. Ловецкий, И.И. Комиссаров
8
Гуманитарный вестник
# 5·2017
Однако позицию Гадамера не стоит недооценивать. Несмотря на
то, что факты даны только через интерпретацию, именно они говорят
о себе. Исполнительские виды искусства дают основу для такого по-
нимания. Под интерпретацией здесь понимается не наделение значе-
нием произведения искусства, а само исполнение этого произведе-
ния. Можно ли назвать музыкой то, что ни разу не исполнялось?
Вряд ли. Между людьми и действительностью Гадамер выстраивает
такие же отношения. Бытие само по себе не бессмысленно, оно за-
ставляет проигрывать, интерпретировать себя, тем самым связывает
людей в исполнении их версии бытия, и не позволяет говорить об аб-
солютной ошибочности человеческих суждений [16].
Гадамер считает, что постмодернистское понимание истины, бе-
рущее начало от Ф. Ницше, незаметно для себя покоится на номина-
листическом предрассудке, согласно которому бытие есть само по
себе бессмысленная субстанция. Именно человеческая деятельность
наделяет окружающий мир смыслом, отсюда проистекает свойствен-
ный этой традиции субъективизм, пытающийся абстрагироваться от
любых предрассудков, стать выше истории и рассматривать противо-
стоящую ему действительность совершенно независимо от нее са-
мой. Если нет другого доступа к бессловесной реальности, кроме как
через язык, то нельзя удостовериться, насколько людские суждения
близки к такому бытию. Однако бытие активно и в определенной
степени само определяет суждения, в этом смысле они достигают
бытия. Кроме того, постмодернисты считали, что если люди не в со-
стоянии достичь абсолютной вечной непротиворечивой истины, по-
коящейся на fundamentum inconcussum, которая выражала бы подоб-
ное пассивное бытие, то о нем и истине можно забыть. Но, согласно
Гадамеру, эта строгая концепция истины и заводит людей в тупик.
Нигилист Ницше выступает как самый последовательный картезиа-
нец, так как постулирует всеобщую относительность ценностей на
фоне именно абсолютной истины, которой располагает в лучшем
случае Бог. Было бы заносчиво утверждать, что, если человек не рас-
полагает абсолютной истиной, то лишен всякой истины и не имеет
доступа к самим вещам. Поэтому Гадамер и разработал концепцию
истины, лишенную подобных метафизических предрассудков [16].
Эту критику вполне справедливо можно отнести и к релятивизму
Куна. Именно традиционное картезианское представление об истине
вынуждает Куна говорить, что научные парадигмы не способны при-
близить к истине. Ученый навязывает природе свое мнение о том,
какой она должна быть. Смену парадигм Кун не раз уподоблял
гештальт-переключению: взгляд исследователя во многом определя-
ет, как будет описана природа, в период научных революций сообще-
ство ученых вместо зайца станет описывать утку [1, с. 151].