Previous Page  6 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 13 Next Page
Page Background

Г.И. Ловецкий, И.И. Комиссаров

6

Гуманитарный вестник

# 5·2017

уподобить обращению в новую веру, причем после каждого такого

перехода учебники всякий раз играют роль новой Библии [1, с. 197,

198]. Итак, очевиден примененческий аспект понимания, который у

Гадамера, кстати, также иллюстрируется примером из области рели-

гии. Священник XVIII в. в своей проповеди истолковывал библей-

ские сюжеты, применяя их к современной ситуации, в которой нахо-

дятся верующие [2, с. 364–369].

Впоследствии Гадамер остро интересовался проблемой, заклю-

чавшейся в злоупотреблении аспектом понимания: если один человек

понимает другого, то это не означает, что первый пытается втиснуть

второго в структуру своего понимания. В этом контексте понимание

сродни власти одного человека над другим: понимающий навязывает

оппоненту свою далеко не доброжелательную волю. Если один чело-

век, понимая другого, проецирует на него свою ситуацию, то могут

возникнуть оправданные опасения того, что первый человек не заме-

чает особенностей второго [15, с. 101–111]. Здесь стоит отметить, что

Кун рассматривает ассимиляцию предшествующих парадигм дей-

ствующим научным знанием не только как необходимую эффектив-

ную деятельность, но и как деятельность, искажающую предшеству-

ющие парадигмы до неузнаваемости. Любое современное научное

знание пытается скрыть не просто наличие некоторых особенностей

существовавших ранее картин мира, оно вообще не признает суще-

ствования других исследовательских миров, как будто бы последних

никогда не существовало [1, с. 183, 184]. Даже в период научных ре-

волюций, когда конкурирующие парадигмы пересекаются, их при-

верженцы не в состоянии вести конструктивный диалог, так как па-

радигмы очень сильно отличаются друг от друга [1, с. 194]. Здесь

вполне можно усмотреть порабощение, подчинение парадигм про-

шлого настоящей традиции. Не стоит забывать: именно то обстоя-

тельство, что Кун не обошел стороной искажение мысли предше-

ствующих эпох, подчеркнул несоответствие между тем, что наука

думает и должна думать о себе, и тем, чем она является на самом де-

ле, привело к возникновению принципиально новой концепции раз-

вития научного знания.

Для Гадамера язык приобретает всеобъемлющее значение. Без

языка нет мыслей, понимания, предмет которого — языковое явле-

ние: «Бытие, которое может быть понято, есть язык» [2, с. 548]. Кун

приближается к такому пониманию, показывая, что не существует ни

нейтральных фактов, ни нейтрального языка, который бы эти факты

описывал. Восприятие фактов изначально нагружено некоторым тео-

ретическим знанием, предпониманием, которое определяется дей-

ствующей парадигмой. Так, для последователей Аристотеля качаю-

щееся из стороны в сторону тело, подвешенное на тонкой нити, явля-