Герменевтическое измерение Гадамера в парадигмальной модели науки Куна
Гуманитарный вестник
# 5·2017 3
История научного знания дает немало поводов задуматься над
этапами, которые наука проходит в своем развитии. Оптимистиче-
ское позитивистское размежевание науки и ненауки (религии и ме-
тафизики) было вызвано многообещающей победой научного миро-
воззрения. Казалось, наука может вести независимую жизнь от всего
субъективного, догматического, иррационального. Но крушение од-
ной полноценной научной парадигмы (Ньютона) и утверждение дру-
гой (Эйнштейна) серьезно озадачили философов науки, так как была
доказана несостоятельность именно эмансипированного научного
знания [12, с. 281]. Получается, что наука способна сильно ошибать-
ся и без религиозных, метафизических и других предрассудков.
А может, ранние исследования, обремененные подобными предрас-
судками, были не менее научными, чем современные?
В своем исследовании Кун принимает во внимание принцип ис-
торизма, который был разработан в XIX в. в гуманитарных науках.
Значение этого принципа для гуманитарного знания сравнимо со
значением эксперимента в качестве нового революционного средства
познания для естественных наук. Согласно принципу историзма,
настоящему исследователю культуры других народов, других вре-
менных пластов следует остерегаться оценивать иные эпохи, основы-
ваясь на представлениях собственной традиции. Исследователь дол-
жен абстрагироваться от современных представлений, насколько это
возможно, и постараться понять другую культуру, исходя из ее соб-
ственного измерения. Многие области гуманитарных наук впитали в
себя данное представление, но педагогическая направленность исто-
рии науки вплоть до середины XX в. предотвращала восприятие ис-
следовательской областью такого ценного достижения [13, с. 2, 3].
Здесь сразу стоит оговориться, что, хотя этот аспект концепции
Куна и приближает его к герменевтическим проблемам, представле-
ние Гадамера о влиянии исторической традиции подразумевает не-
возможность исследователя абстрагироваться от воздействия совре-
менной истории. Поэтому в данной статье внимание сконцентриро-
вано на описании Куном деятельности нормальной науки, которая
определяется действующей парадигмой, и в меньшей степени рас-
сматривается вопрос, насколько сам Кун осознает свою историче-
скую обусловленность.
Итак, Кун является тем философом, который преодолел рамки
устоявшейся логико-методологической традиции и после которого
игнорировать историческую обусловленность в исследованиях по ис-
тории науки более не представляется возможным. Кун в большей
степени описывает движение науки, чем говорит о том, как оно
должно быть на самом деле. В его представлении о науке существует
переход от одной парадигмы к другой, который именуется научной