Специфика познания в социально-гуманитарных науках
Гуманитарный вестник
# 4·2017 7
Объекты социально-гуманитарного познания представляют собой
сложные многоуровневые иерархически построенные системы. Степень
сложности этих систем, как уже отмечалось, гораздо выше, чем систем,
изучаемых естественными и техническими науками. Постижение всех
сторон, уровней и сущности систем, подлежащих исследованию в соци-
ально-гуманитарных науках, требует много времени. Поэтому
систем-
ность
и
эссенциальность
социально-гуманитарного
знания выражены
слабее, чем эти же признаки естественнонаучного знания.
В. Дильтей полагал, что главным критерием отличия наук разно-
го типа служит используемый ими метод. Он разделил все научное
знание на науки о природе и науки о духе; первые из них, по его
мнению, используют метод объяснения, а вторые — метод понима-
ния [15]. Притом под пониманием Дильтей подразумевал в основном
истолкование текстов, в которых представлена история человечества и
опредмечена духовная деятельность людей. Ученый прав в том, что
между этими двумя классами наук имеется качественное различие, но с
тем, что в науках о духе, т. е. социально-гуманитарных дисциплинах, не
должен использоваться метод объяснения, согласиться нельзя. И в есте-
ственных, и в социально-гуманитарных науках используются оба мето-
да. Особенности применения данных методов будут рассмотрены далее.
Нужно отметить, что Дильтей преувеличивал роль понимания текстов:
он понимал человека через их интерпретацию, а весь мир считал тек-
стом. Анализ текстов, конечно, важен в гуманитарных науках, но не
меньшую роль играют и непосредственные методы изучения самого
человека. Например, в психологии, психотерапии, психиатрии без непо-
средственного контакта исследователя с субъектом познание вообще
невозможно.
Г. Риккерт назвал науки о духе (культуре) идеографическими —
описательными, или индивидуализирующими, а науки о приро-
де — номотетическими (от греч. νόμος — закон), т. е. обнаружи-
вающими законы [16]. Науки о духе — это науки о событиях, а о при-
роде — науки о законах. Риккерт правильно обращал внимание на
высокую степень уникальности и неповторимости предметов и собы-
тий, изучаемых науками о духе, но такое жесткое разделение наук по
методам принять нельзя. Во всех науках без исключения используются
и описание, и объяснение. В социально-гуманитарных описание преоб-
ладает над объяснением. Но без объяснения науки быть не может. Если
в отрасли знания еще нет объяснения, она находится на начальной ста-
дии становления науки. Зрелая наука имеет эмпирический и теоретиче-
ский уровни, а одна из функций теории как раз заключается в объясне-
нии описываемых данной наукой явлений и событий. Главное содержа-
ние теорий — это знание о законах, и если законы еще не открыты, то
значит данная отрасль знания еще не стала подлинной наукой.