Специфика познания в социально-гуманитарных науках
Гуманитарный вестник
# 4·2017 11
то событие, действие, процесс лишаются смысла. Например, если у лек-
тора невнятная речь или у студентов полностью отсутствует интерес к
занятию, то лекция лишается смысла. Основная трудность интерпрета-
ции социальных процессов заключается в следующем: действия соци-
альных субъектов (индивидов, социальных групп, правительств, госу-
дарств, групп государств) могут иметь видимые и скрытые смыслы.
Притом скрытые смыслы бывают гораздо важнее видимых. Изучаемый
субъект может декларировать одни цели, а на деле преследовать другие.
Например, Д. Буш и НАТО перед началом войны в Ираке озвучили две
цели: ликвидацию ядерного оружия и установление демократии в Ира-
ке. Истинная же цель заключалась в формировании в Ираке марионе-
точного правительства, через которое можно было бы реализовывать
свои экономические и политические интересы. Чтобы правильно выяв-
лять смысл социальных процессов, надо изучать не одно событие или
действие, а систему событий, относящихся к данному объекту исследо-
вания. Так, действия США в международной политике, направленные
на установление своей гегемонии в мире, становятся понятными, если
анализировать весь социально-политический контекст последних пят-
надцати лет.
Второй вид
— смыслы предметов культуры.
Они, в свою очередь,
делятся на два подвида:
1) смысл предметов материальной культуры (орудий труда, посуды,
оружия, мебели и т. д.), который заключается в их предназначении,
функции, цели создания (нож — чтобы резать, компьютер — чтобы
считать, телефон — чтобы осуществлять связь и т. п.);
2) смысл предметов духовной культуры (картин, икон, книг, скуль-
птур, архитектурных сооружений и т. д.), который состоит в идеях, вы-
раженных в данных культурных феноменах.
Основная трудность интерпретации предметов культуры заключа-
ется в наличии в произведении нескольких смыслов. Притом произве-
дение может иметь поверхностный и глубинный смыслы. Вначале при
беглом знакомстве с произведением культуры бывает его ошибочное
толкование, затем происходит переосмысливание. По мере накопления
новых знаний в дальнейшем интерпретация углубляется. В осуществле-
нии правильной интерпретации могут помочь следующие факторы:
изучение других произведений данного творца, его биографии и усло-
вий жизни.
Третий вид
— смыслы высказываний и текстов (устной и письмен-
ной речи).
Они заключаются в значениях знаков и их сочетаний. Значе-
ние (семантическое) — это образ предмета, обозначенного данным зна-
ком. Например, значением слова «дом» является представление о доме,
т. е. о здании со стенами, потолком, окнами и дверью. Когда человек
слышит слово «дом», то в его сознании актуализируется образ здания.