Previous Page  11 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 17 Next Page
Page Background

Специфика познания в социально-гуманитарных науках

Гуманитарный вестник

# 4·2017 11

то событие, действие, процесс лишаются смысла. Например, если у лек-

тора невнятная речь или у студентов полностью отсутствует интерес к

занятию, то лекция лишается смысла. Основная трудность интерпрета-

ции социальных процессов заключается в следующем: действия соци-

альных субъектов (индивидов, социальных групп, правительств, госу-

дарств, групп государств) могут иметь видимые и скрытые смыслы.

Притом скрытые смыслы бывают гораздо важнее видимых. Изучаемый

субъект может декларировать одни цели, а на деле преследовать другие.

Например, Д. Буш и НАТО перед началом войны в Ираке озвучили две

цели: ликвидацию ядерного оружия и установление демократии в Ира-

ке. Истинная же цель заключалась в формировании в Ираке марионе-

точного правительства, через которое можно было бы реализовывать

свои экономические и политические интересы. Чтобы правильно выяв-

лять смысл социальных процессов, надо изучать не одно событие или

действие, а систему событий, относящихся к данному объекту исследо-

вания. Так, действия США в международной политике, направленные

на установление своей гегемонии в мире, становятся понятными, если

анализировать весь социально-политический контекст последних пят-

надцати лет.

Второй вид

— смыслы предметов культуры.

Они, в свою очередь,

делятся на два подвида:

1) смысл предметов материальной культуры (орудий труда, посуды,

оружия, мебели и т. д.), который заключается в их предназначении,

функции, цели создания (нож — чтобы резать, компьютер — чтобы

считать, телефон — чтобы осуществлять связь и т. п.);

2) смысл предметов духовной культуры (картин, икон, книг, скуль-

птур, архитектурных сооружений и т. д.), который состоит в идеях, вы-

раженных в данных культурных феноменах.

Основная трудность интерпретации предметов культуры заключа-

ется в наличии в произведении нескольких смыслов. Притом произве-

дение может иметь поверхностный и глубинный смыслы. Вначале при

беглом знакомстве с произведением культуры бывает его ошибочное

толкование, затем происходит переосмысливание. По мере накопления

новых знаний в дальнейшем интерпретация углубляется. В осуществле-

нии правильной интерпретации могут помочь следующие факторы:

изучение других произведений данного творца, его биографии и усло-

вий жизни.

Третий вид

— смыслы высказываний и текстов (устной и письмен-

ной речи).

Они заключаются в значениях знаков и их сочетаний. Значе-

ние (семантическое) — это образ предмета, обозначенного данным зна-

ком. Например, значением слова «дом» является представление о доме,

т. е. о здании со стенами, потолком, окнами и дверью. Когда человек

слышит слово «дом», то в его сознании актуализируется образ здания.