Специфика познания в социально-гуманитарных науках
Гуманитарный вестник
# 4·2017 5
вероятностных предсказаний, когда неизвестно, какое из возможных
событий произойдет, можно вычислить лишь вероятности данных со-
бытий. В связи с этим предсказание в социально-гуманитарных науках
является менее точным, чем в науках о природе и технике.
Еще одна особенность социально-гуманитарных наук —
ограничен-
ная возможность проводить эксперименты.
Во многих случаях экспе-
римент просто невозможно провести, например, при изучении истории
страны, где события уже совершились, межнациональных отношений,
миграции населения и пр. Невозможно в целях эксперимента пересе-
лять народы и другие социальные группы, изменять их зарплату, жи-
лищные условия, состав семьи и т. п.
Эксперимент в социально-гуманитарных науках имеет и этические
ограничения. Недопустимы опыты, приносящие вред здоровью челове-
ка, а также связанные с обманом и унижением, ущемлением его досто-
инства. По причине ограниченности эксперимента эмпирическая база
социально-гуманитарных наук является менее достоверной, чем есте-
ственных и технических, в социально-гуманитарных науках больше
споров и выше плюралистичность (большее количество научных школ).
В естественных науках эмпирическая проверка обычно завершает спор,
а в социально-гуманитарных дискуссии могут продолжаться десятиле-
тиями и столетиями. В связи с тем, что практическая проверка как ве-
дущий критерий истины в социально-гуманитарных науках не всегда
применима, большее значение в этих науках имеют неэмпирические
критерии истины: доказательность, эвристичность, простота, красота.
Критерии научности в естественных и социально-гума-
нитарных науках.
Важнейший вопрос философии науки — о критери-
ях научности. В 2009 г. Б.И. Пружинин писал: «Сегодня отечественные
методологи и философы науки вообще избегают тематики, связанной с
попытками методологически точно определить науку, сформулировать
четкие критерии научности» [11, с. 28, 29]. За прошедшее время поло-
жение несколько изменилось к лучшему. Сегодня выработаны следую-
щие критерии научности: доказательность (рациональность), непроти-
воречивость, эмпирическая (опытная, практическая) проверяемость,
воспроизводимость эмпирического материала, общезначимость, си-
стемность, эссенциальность [12].
А.В. Павлов к признакам научного познания относит, кроме доказа-
тельности и систематичности, предметность, проблемность, методоло-
гичность, объективность [13, с. 216]. Однако эти признаки не специ-
фичны для науки. Предметным является любое знание. Проблемность,
кроме научного, присуща и другим видам знания: обыденному — для
решения житейских проблем, эстетическому — для реализации художе-
ственного замысла, религиозному — для решения проблемы спасения
души. Методологичность тоже свойственна всем видам познания, по-
скольку без метода невозможно получение знания: в обыденном позна-