Previous Page  5 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 17 Next Page
Page Background

Специфика познания в социально-гуманитарных науках

Гуманитарный вестник

# 4·2017 5

вероятностных предсказаний, когда неизвестно, какое из возможных

событий произойдет, можно вычислить лишь вероятности данных со-

бытий. В связи с этим предсказание в социально-гуманитарных науках

является менее точным, чем в науках о природе и технике.

Еще одна особенность социально-гуманитарных наук —

ограничен-

ная возможность проводить эксперименты.

Во многих случаях экспе-

римент просто невозможно провести, например, при изучении истории

страны, где события уже совершились, межнациональных отношений,

миграции населения и пр. Невозможно в целях эксперимента пересе-

лять народы и другие социальные группы, изменять их зарплату, жи-

лищные условия, состав семьи и т. п.

Эксперимент в социально-гуманитарных науках имеет и этические

ограничения. Недопустимы опыты, приносящие вред здоровью челове-

ка, а также связанные с обманом и унижением, ущемлением его досто-

инства. По причине ограниченности эксперимента эмпирическая база

социально-гуманитарных наук является менее достоверной, чем есте-

ственных и технических, в социально-гуманитарных науках больше

споров и выше плюралистичность (большее количество научных школ).

В естественных науках эмпирическая проверка обычно завершает спор,

а в социально-гуманитарных дискуссии могут продолжаться десятиле-

тиями и столетиями. В связи с тем, что практическая проверка как ве-

дущий критерий истины в социально-гуманитарных науках не всегда

применима, большее значение в этих науках имеют неэмпирические

критерии истины: доказательность, эвристичность, простота, красота.

Критерии научности в естественных и социально-гума-

нитарных науках.

Важнейший вопрос философии науки — о критери-

ях научности. В 2009 г. Б.И. Пружинин писал: «Сегодня отечественные

методологи и философы науки вообще избегают тематики, связанной с

попытками методологически точно определить науку, сформулировать

четкие критерии научности» [11, с. 28, 29]. За прошедшее время поло-

жение несколько изменилось к лучшему. Сегодня выработаны следую-

щие критерии научности: доказательность (рациональность), непроти-

воречивость, эмпирическая (опытная, практическая) проверяемость,

воспроизводимость эмпирического материала, общезначимость, си-

стемность, эссенциальность [12].

А.В. Павлов к признакам научного познания относит, кроме доказа-

тельности и систематичности, предметность, проблемность, методоло-

гичность, объективность [13, с. 216]. Однако эти признаки не специ-

фичны для науки. Предметным является любое знание. Проблемность,

кроме научного, присуща и другим видам знания: обыденному — для

решения житейских проблем, эстетическому — для реализации художе-

ственного замысла, религиозному — для решения проблемы спасения

души. Методологичность тоже свойственна всем видам познания, по-

скольку без метода невозможно получение знания: в обыденном позна-