Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, О.Н. Мальцева
12
Гуманитарный вестник
# 4·2017
Если человек не знает значения слова, то не понимает его. Смысл соче-
таний знаков выявляется на основе знания значений отдельных знаков.
Например, смысл фразы «дом горит» — образ здания, охваченного ог-
нем, — формируется на основе знания значений слов «дом» и «гореть».
Интерпретация выражений облегчается за счет контекста. Не зная зна-
чений некоторых слов текста, но учитывая контекст, можно понять
смысл всего выражения.
Трудности в интерпретации высказываний и текстов бывают сле-
дующими:
•
многозначность слов;
•
сложная словесная конструкция (Гераклита за трудный язык про-
звали Темным);
•
ограниченность знаний и способностей интерпретатора;
•
расплывчатый, неопределенный смысл сочинения.
Иногда последняя трудность непреодолима. Неясный смысл допус-
кает множество толкований, и если автор текста умер, то невозможно
узнать, какая интерпретация правильная. Например, тексты Нострада-
муса, Ницше, Хайдеггера можно интерпретировать по-разному. Имеет-
ся несколько десятков толкований взглядов Ницше, среди них есть и
прямо противоположные: «Ницше — идеолог фашизма» и «Ницше —
идеолог подлинного гуманизма». Скорее всего, Ницше и сам не знал,
кто он на самом деле. Такие сочинения, как у Ницше, по мнению авто-
ров статьи, следует отнести к псевдофилософии. Если имеется множе-
ство несовместимых интерпретаций и нет критериев адекватности, то
обсуждение подробного сочинения лишается смысла. Псевдофилософ-
ские работы создают только шум в системе коммуникации и погружают
социально-гуманитарные науки в болото бесплодных дискуссий.
Изложенное выше позволяет предложить следующую схему этапов
интерпретации:
1) переживания субъекта 1 — его образы, чувства, желания;
2) выражение субъектом 1 своих переживаний с помощью культур-
ных кодов — систем знаков и моделей (высказываний, текстов, икон,
картин, скульптур и т. д.);
3) восприятие субъектом 2 культурных кодов, созданных субъектом
1, и понимание этих кодов;
4) переживания субъекта 2 — его мысли, чувства, желания, актуа-
лизированные восприятием кодов субъекта 1;
5) выражение субъектом 2 своих переживаний в форме устной или
письменной речи — интерпретация.
Возникает следующая проблема интерпретации текстов и других
предметов культуры: нужно ли придавать объекту дополнительный или
иной смысл, кроме того, который вложил автор? По отношению к этой
проблеме имеются две позиции: