Previous Page  2 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 17 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, О.Н. Мальцева

2

Гуманитарный вестник

# 4·2017

социально-гуманитарного познания. Одна из важных особенностей со-

циально-гуманитарных наук

— необходимость учета в них феномена

свободы

. Науки о природе изучают естественные процессы, которые

просто происходят. Социально-гуманитарные науки исследуют челове-

ческую деятельность в экономической, юридической, политической,

художественной сферах. Человеческая деятельность не

происходит

, а

совершается

. Природные процессы не обладают свободой, а человече-

ская деятельность относительно свободна и поэтому менее предсказу-

ема. В связи с этим в социально-гуманитарных науках меньше опреде-

ленности и больше гипотетичности, чем в естественных [3].

Следующая особенность социально-гуманитарных наук

— необхо-

димость изучения субъективной реальности

. Естественные науки ис-

следуют материальные объекты. Социально-гуманитарные науки тоже

рассматривают материальные системы, т. е. объективную социальную

реальность. Но существенным компонентом всех объектов социально-

гуманитарных наук является субъективная реальность — сознание че-

ловека. Природные объекты не имеют души, а социальные имеют. Два

фактора обусловливают трудности изучения сознания [4, 5]. Первый —

его суверенность, состоящая в том, что сознание непосредственно дано

только субъекту этого сознания, а не другим людям. Сознание человека

не могут наблюдать другие люди, им заметны лишь внешние проявле-

ния — речь и действия человека, управляемые сознанием. По речи и

действиям можно судить о содержании сознания другого человека, но

он может маскировать свои истинные переживания. Второй фактор за-

ключается в том, что сознание не материально, а идеально. Оно не об-

ладает физическими и химическими свойствами, например, зарядом,

массой, весом, валентностью, как материальные объекты. Сознание

бесплотно и бестелесно, оно есть информация в чистом виде, освобож-

денная от свойств своего носителя — мозга.

Сознание в силу его идеальности нельзя зафиксировать объектив-

ными методами: взвесить на весах, измерить линейкой, поместить в

пробирку, вычислить амперметром, вольтметром или каким-либо дру-

гим прибором. С помощью приборов можно найти лишь параметры

мозговых физиологических процессов, служащих носителем сознания

(электрический потенциал нервных клеток, частоту их возбуждения,

пространственную структуру возбужденных нейронов и др.). Само со-

знание дано человеку исключительно в виде субъективных внутренних

переживаний [6]. Однако отмеченные трудности в изучении духовного

мира человека не являются непреодолимыми. Изучение деятельности и

речи людей, их мозговых процессов позволяет науке и философии по-

лучать определенные знания о составе, структуре и функциях сознания.

Особенно важную роль в социально-гуманитарных науках игра-

ют методы интроспекции и эмпатии [7]

. Интроспекция

(от лат.