Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, О.Н. Мальцева
2
Гуманитарный вестник
# 4·2017
социально-гуманитарного познания. Одна из важных особенностей со-
циально-гуманитарных наук
— необходимость учета в них феномена
свободы
. Науки о природе изучают естественные процессы, которые
просто происходят. Социально-гуманитарные науки исследуют челове-
ческую деятельность в экономической, юридической, политической,
художественной сферах. Человеческая деятельность не
происходит
, а
совершается
. Природные процессы не обладают свободой, а человече-
ская деятельность относительно свободна и поэтому менее предсказу-
ема. В связи с этим в социально-гуманитарных науках меньше опреде-
ленности и больше гипотетичности, чем в естественных [3].
Следующая особенность социально-гуманитарных наук
— необхо-
димость изучения субъективной реальности
. Естественные науки ис-
следуют материальные объекты. Социально-гуманитарные науки тоже
рассматривают материальные системы, т. е. объективную социальную
реальность. Но существенным компонентом всех объектов социально-
гуманитарных наук является субъективная реальность — сознание че-
ловека. Природные объекты не имеют души, а социальные имеют. Два
фактора обусловливают трудности изучения сознания [4, 5]. Первый —
его суверенность, состоящая в том, что сознание непосредственно дано
только субъекту этого сознания, а не другим людям. Сознание человека
не могут наблюдать другие люди, им заметны лишь внешние проявле-
ния — речь и действия человека, управляемые сознанием. По речи и
действиям можно судить о содержании сознания другого человека, но
он может маскировать свои истинные переживания. Второй фактор за-
ключается в том, что сознание не материально, а идеально. Оно не об-
ладает физическими и химическими свойствами, например, зарядом,
массой, весом, валентностью, как материальные объекты. Сознание
бесплотно и бестелесно, оно есть информация в чистом виде, освобож-
денная от свойств своего носителя — мозга.
Сознание в силу его идеальности нельзя зафиксировать объектив-
ными методами: взвесить на весах, измерить линейкой, поместить в
пробирку, вычислить амперметром, вольтметром или каким-либо дру-
гим прибором. С помощью приборов можно найти лишь параметры
мозговых физиологических процессов, служащих носителем сознания
(электрический потенциал нервных клеток, частоту их возбуждения,
пространственную структуру возбужденных нейронов и др.). Само со-
знание дано человеку исключительно в виде субъективных внутренних
переживаний [6]. Однако отмеченные трудности в изучении духовного
мира человека не являются непреодолимыми. Изучение деятельности и
речи людей, их мозговых процессов позволяет науке и философии по-
лучать определенные знания о составе, структуре и функциях сознания.
Особенно важную роль в социально-гуманитарных науках игра-
ют методы интроспекции и эмпатии [7]
. Интроспекция
(от лат.