Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, О.Н. Мальцева
6
Гуманитарный вестник
# 4·2017
нии это, например, наблюдение; в эстетическом — художественные
приемы. Наконец, объективность присуща не только научному знанию,
но и обыденному и художественному, т. е. искусству. То, что А.В. Пав-
лов называет признаками научного знания, по мнению авторов статьи,
является критериями культуры научного исследования, которые осо-
бенно важны для аспирантов.
А.А. Ракитов критерием научности знания считает сочетание четы-
рех признаков: проблемы, теории, факта и метода, которые он изобра-
жает в виде так называемого эпистемологического квадрата [14, c. 66].
Однако отмеченный квадрат не полностью представляет специфику
научного знания. Проблемность и методичность, как отмечалось, при-
сущи любому знанию. Теория соответствует необходимости раскрытия
сущности предмета изучения, а факт — воспроизводимости эмпириче-
ского материала. За пределами квадрата остаются доказательность, не-
противоречивость, эмпирическая проверяемость, общезначимость, си-
стемность, способность знания к развитию.
Поскольку естественные и социально-гуманитарные науки — это
классы единой научной системы, то для социально-гуманитарных наук
действенны все отмеченные выше критерии. Но функционирование
данных критериев в социально-гуманитарных науках имеет свои осо-
бенности, обусловленные спецификой объектов изучения.
Доказательность
в социально-гуманитарных науках является ме-
нее строгой, чем в естественных. Это связано с недостатком фактов и
достоверных теоретических положений. По этой причине в социально-
гуманитарных науках более значительную роль, по сравнению с есте-
ственными, играет интуиция, и многие положения вводятся интуитив-
но. Социально-гуманитарные науки стремятся к
непротиворечивости
знания, однако данный критерий из-за многосторонности объектов изу-
чения нарушается чаще, чем в естественных.
Эмпирическая проверяемость
в естественных науках реализуется
главным образом через специальные проверочные эксперименты, а в
социально-гуманитарных преобладают методы наблюдения, анкетиро-
вания, интервью, тестирования.
Воспроизводимость фактов
в науках о природе устанавливается в
основном повторением экспериментов для получения статистически
достоверных результатов. В социально-гуманитарных науках при необ-
ходимых условиях эксперимент тоже применяется, а в тех областях, где
он невозможен, используют анализ свидетельств многих источников,
например, в истории, юриспруденции, педагогике. Множество источни-
ков или свидетелей — это аналог множества наблюдений и большого
числа экспериментов.
Общезначимость
в социально-гуманитарных науках значительно
меньше, чем в естественных. Многообразие научных школ и направле-
ний в этих науках очень велико, но имеется тенденция к их синтезу.