Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, О.Н. Мальцева
10
Гуманитарный вестник
# 4·2017
смысла, так как не знает значений использованных научных символов.
Допустим, ему
объяснили
, что первый символ обозначает электриче-
ский ток, второй — напряжение, третий — сопротивление электриче-
ской цепи. Тогда человек
понимает
, что ток пропорционален напряже-
нию и обратно пропорционален сопротивлению (закон Ома). Здесь по-
нимание стало результатом объяснения.
Далее первоначальное понимание приводит к более глубокому объ-
яснению.
Понимая
, что ток обратно пропорционален сопротивлению,
человек спрашивает себя: «А почему это так?» и рассуждает: «Если рас-
смотреть тонкую и толстую металлическую проволоку, то в толстой
проволоке больше носителей электричества — электронов». И далее
делает
вывод — объяснение
: «Уменьшение сопротивления и возраста-
ние силы тока обусловлены увеличением количества свободных элек-
тронов». Таким образом, понимание и объяснение взаимно стимулиру-
ют друг друга. Как отмечал П. Рикер, «больше объяснять, чтобы лучше
понимать» [19, c. 267], и наоборот — лучше понимать, чтобы больше
объяснять.
Положение о том, что понимание — основа социально-
гуманитарного познания, было выдвинуто в учении о
герменевтике
(от
греч. ἑρμηνεύω — толкование). Видные представители герменевтики —
немецкие ученые Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Х. Гадамер. Их научная
заслуга состоит в том, что они показали специфику социально-
гуманитарных наук, трудности постижения социальных и гуманитар-
ных объектов в сравнении с естественными науками. Но работам этих
ученых были присущи два недостатка. Во-первых, в них была преуве-
личена роль понимания и недооценено значение других методов по-
стижения мира (эксперимента, наблюдения, объяснения, гипотетико-
дедуктивного метода и др.). Во-вторых, понимание было сведено в
основном к пониманию текстов. По данным работам ученые соци-
ально-гуманитарного профиля изучают в основном тексты. За тек-
стами часто не видно реальных людей и социальных процессов. Из
четырех предметов понимания — поступки, предметы культуры, уст-
ная речь, тексты — представители герменевтики обращали внимание
в основном на последний.
Результатом понимания служит интерпретация — толкование со-
бытия, предмета культуры, высказывания, текста. Интерпретация за-
ключается в изложении смысла познаваемого объекта. Можно выделить
три вида смыслов и соответственно три вида интерпретации.
Первый вид
— смысл действий и социальных процессов
,
их цель,
предназначение. Например, смысл Великой Отечественной войны —
отстоять независимость родины. Смысл национальной демографиче-
ской программы — повысить рождаемость в стране. Смысл лекции —
увеличить знания студентов или аспирантов. Если цель не реализуется,