Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, О.Н. Мальцева
4
Гуманитарный вестник
# 4·2017
социально-гуманитарными дисциплинами, служит необходимость ис-
пользования в этих науках индивидуального подхода. В естественных и
технических науках индивидуальный подход необязателен, так как изу-
чаемые объекты в основном однотипны, и от различий их между собой
можно абстрагироваться, т. е. не учитывать, поскольку они маловажны.
А вот юрист, психолог, педагог от различий между людьми и их осо-
бенностей абстрагироваться никак не может. Нередко именно инди-
видуальные черты могут играть главную роль в проводимом иссле-
довании.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что объяснять
объекты социально-гуманитарных наук намного сложнее, чем объекты
природы и техники. Объяснить природный объект — значит, выявить
общее (закон) и подвести под него характеристики объекта. А объясне-
ние социально-гуманитарных объектов требует применять еще одну
процедуру — «установление особенностей проявления закона в данном
объекте» [8, c. 18].
Без знания этих особенностей объяснение объекта
будет неполным, а последующие практические действия с объектом,
основанные на таком неполном знании, будут неэффективными.
Социально-психологические особенности индивида или социаль-
ной группы в настоящее время изучаются с помощью категории мен-
талитета [9, 10]. Исследование менталитета — более сложная задача,
чем изучение духовного мира субъекта. Выявление менталитета —
это выделение особенного из единичного — уникальных социально-
психологических признаков субъекта, своеобразного сочетания при-
знаков или их специфического значения. Такое выявление предпола-
гает два этапа:
1) идентификацию признаков у разных субъектов и степени выра-
женности этих признаков;
2) сравнение признаков различных субъектов и выделение на осно-
ве этого особенностей субъектов, т. е. менталитета каждого из них.
Если сравнение не производится, то это есть изучение сознания,
бессознательного или личности, но не менталитета. Выявление мента-
литета важно потому, что оно позволяет объяснять специфический ха-
рактер активности индивидов и социальных групп.
Следующая особенность социально-гуманитарных дисциплин
—
необходимость учета характера законов функционирования изучаемых
объектов.
В природе действуют и динамические, и статистические за-
коны; в социально-гуманитарных объектах, как правило, — статистиче-
ские. В основе динамических законов — однозначная причинность, а
статистических — вероятностная причинность, при которой причина
может порождать одно из нескольких следствий [1]. Знание динамиче-
ских законов позволяет осуществлять точные (однозначные) предсказа-
ния, а знание статистических законов открывает возможность только