Previous Page  4 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 17 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, О.Н. Мальцева

4

Гуманитарный вестник

# 4·2017

социально-гуманитарными дисциплинами, служит необходимость ис-

пользования в этих науках индивидуального подхода. В естественных и

технических науках индивидуальный подход необязателен, так как изу-

чаемые объекты в основном однотипны, и от различий их между собой

можно абстрагироваться, т. е. не учитывать, поскольку они маловажны.

А вот юрист, психолог, педагог от различий между людьми и их осо-

бенностей абстрагироваться никак не может. Нередко именно инди-

видуальные черты могут играть главную роль в проводимом иссле-

довании.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что объяснять

объекты социально-гуманитарных наук намного сложнее, чем объекты

природы и техники. Объяснить природный объект — значит, выявить

общее (закон) и подвести под него характеристики объекта. А объясне-

ние социально-гуманитарных объектов требует применять еще одну

процедуру — «установление особенностей проявления закона в данном

объекте» [8, c. 18].

Без знания этих особенностей объяснение объекта

будет неполным, а последующие практические действия с объектом,

основанные на таком неполном знании, будут неэффективными.

Социально-психологические особенности индивида или социаль-

ной группы в настоящее время изучаются с помощью категории мен-

талитета [9, 10]. Исследование менталитета — более сложная задача,

чем изучение духовного мира субъекта. Выявление менталитета —

это выделение особенного из единичного — уникальных социально-

психологических признаков субъекта, своеобразного сочетания при-

знаков или их специфического значения. Такое выявление предпола-

гает два этапа:

1) идентификацию признаков у разных субъектов и степени выра-

женности этих признаков;

2) сравнение признаков различных субъектов и выделение на осно-

ве этого особенностей субъектов, т. е. менталитета каждого из них.

Если сравнение не производится, то это есть изучение сознания,

бессознательного или личности, но не менталитета. Выявление мента-

литета важно потому, что оно позволяет объяснять специфический ха-

рактер активности индивидов и социальных групп.

Следующая особенность социально-гуманитарных дисциплин

необходимость учета характера законов функционирования изучаемых

объектов.

В природе действуют и динамические, и статистические за-

коны; в социально-гуманитарных объектах, как правило, — статистиче-

ские. В основе динамических законов — однозначная причинность, а

статистических — вероятностная причинность, при которой причина

может порождать одно из нескольких следствий [1]. Знание динамиче-

ских законов позволяет осуществлять точные (однозначные) предсказа-

ния, а знание статистических законов открывает возможность только