Специфика познания в социально-гуманитарных науках
Гуманитарный вестник
# 4·2017 13
1) интерпретация — творческий процесс, и интерпретатор может
вносить свой смысл в рассматриваемое произведение; этой точки зре-
ния придерживаются В.П. Кохановский с соавторами, которые отмеча-
ют, что «один и тот же текст имеет несколько смыслов, кроме авторско-
го» [20, c. 359]; правда, эти авторы не объясняют, откуда другие смыслы
могут взяться;
2) необходимо выявить авторский смысл в чистом виде без всяких
добавлений и искажений.
По мнению авторов статьи, верной является вторая точка зрения.
Приписывание произведению иного смысла или деформация авторско-
го смысла — это помехи в системе коммуникации. Они неизбежно вы-
зовут дезорганизацию социума. Тексты бывают художественные, фило-
софские, религиозные, политические, искусствоведческие, в них непри-
емлемость первой точки зрения не так заметна. Но в научных,
медицинских, технических, юридических неадекватность интерпрета-
ции просто недопустима.
Творчество при интерпретации предмета духовной культуры долж-
но состоять в создании нового смысла, если авторский смысл читателю
не пригоден. При интерпретации возникают два понимания:
1) понимание авторского смысла, которое должно быть максималь-
но точным;
2) понимание того, какой смысл нужен. Если авторский смысл чи-
тателя не устраивает, то он должен создать новый.
Например, В. Маяковского не устраивал смысл стихотворения
С. Есенина:
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Маяковский не исказил смысла данного произведения и не припи-
сал ему какого-то другого смысла, он отверг идею Есенина и создал
свой новый смысл:
Надо вырвать радость из грядущих дней.
В этой жизни умереть не трудно,
Сделать жизнь значительно трудней.
Этот новый смысл, кстати, помог прекратить серию самоубийств в
среде молодежи, которая началась после смерти Есенина.
Можно сделать вывод, что социально-гуманитарные науки отвеча-
ют всем критериям научности знания, но в силу высокой степени слож-
ности, наличия субъективной реальности, полидетерминизма и других
особенностей своих объектов эти науки отличаются от естественных
меньшей точностью, большей гипотетичностью и плюралистичностью,
использованием интроспекции и эмпатии, более высокой ролью интуи-
ции, неэмпирических критериев истины, методов понимания и интер-
претации.