Previous Page  13 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 17 Next Page
Page Background

Специфика познания в социально-гуманитарных науках

Гуманитарный вестник

# 4·2017 13

1) интерпретация — творческий процесс, и интерпретатор может

вносить свой смысл в рассматриваемое произведение; этой точки зре-

ния придерживаются В.П. Кохановский с соавторами, которые отмеча-

ют, что «один и тот же текст имеет несколько смыслов, кроме авторско-

го» [20, c. 359]; правда, эти авторы не объясняют, откуда другие смыслы

могут взяться;

2) необходимо выявить авторский смысл в чистом виде без всяких

добавлений и искажений.

По мнению авторов статьи, верной является вторая точка зрения.

Приписывание произведению иного смысла или деформация авторско-

го смысла — это помехи в системе коммуникации. Они неизбежно вы-

зовут дезорганизацию социума. Тексты бывают художественные, фило-

софские, религиозные, политические, искусствоведческие, в них непри-

емлемость первой точки зрения не так заметна. Но в научных,

медицинских, технических, юридических неадекватность интерпрета-

ции просто недопустима.

Творчество при интерпретации предмета духовной культуры долж-

но состоять в создании нового смысла, если авторский смысл читателю

не пригоден. При интерпретации возникают два понимания:

1) понимание авторского смысла, которое должно быть максималь-

но точным;

2) понимание того, какой смысл нужен. Если авторский смысл чи-

тателя не устраивает, то он должен создать новый.

Например, В. Маяковского не устраивал смысл стихотворения

С. Есенина:

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Маяковский не исказил смысла данного произведения и не припи-

сал ему какого-то другого смысла, он отверг идею Есенина и создал

свой новый смысл:

Надо вырвать радость из грядущих дней.

В этой жизни умереть не трудно,

Сделать жизнь значительно трудней.

Этот новый смысл, кстати, помог прекратить серию самоубийств в

среде молодежи, которая началась после смерти Есенина.

Можно сделать вывод, что социально-гуманитарные науки отвеча-

ют всем критериям научности знания, но в силу высокой степени слож-

ности, наличия субъективной реальности, полидетерминизма и других

особенностей своих объектов эти науки отличаются от естественных

меньшей точностью, большей гипотетичностью и плюралистичностью,

использованием интроспекции и эмпатии, более высокой ролью интуи-

ции, неэмпирических критериев истины, методов понимания и интер-

претации.